Руководство региона почти в ежедневном режиме заверяет граждан, что беспокоится им в общем-то не о чем: в Кузбассе создаются благоприятные условия для устойчивого развития и роста промышленного производства, сев зерновых и овощей идет полным ходом, а санкции и ограничения мы встретим чуть ли не тотальным импортозамещением, так что объявившие их супостаты сами о том пожалеют.

Как известно, «человек советский» жил в постоянном единстве этих чувств от съезда до съезда КПСС. Разумеется, кроме них он испытывал ещё какие-то эмоции, например, любовь или ненависть, радость или грусть, вдохновение или депрессию, но они были кратковременными и возникали как бы вне общественной жизни, зато партийно-правительственные оптимизм и удовлетворение как большое теплое одеяло накрывало граждан всех городов и весей. С тех пор много воды утекло, СССР давно нет, поэтому у большинства из тех, кому довелось пережить былое, эти незаменимые чувства как-то поистерлись, потускнели, потеряли первоначальную свежесть. Однако не у всех.

С некоторых пор становится всё заметнее, что люди с этими замечательными качествами характера почти сплошняком населяют правительственные кабинеты не только в Москве, но и в Кузбассе. В последние недели они почти в круглосуточном режиме убеждают граждан, что экономические санкции не только не собьют нас с избранного ими курса, но и принесут гражданам хорошие плоды. Какие именно?

Тут главное не вдаваться в детали, а говорить в целом, вообще, вкупе с общими задачами и желательно в будущем времени. И если в какой-то там энергетической стратегии до 2020 года что-то не сбылось, не случилось и даже не забрезжило, то большой беды нет – надо обозначить новые сроки реализации на 2030-2035. Бумага всё стерпит, интернет тоже, ну а большинство людей даже не заметит подвоха, потому как совершенно не следит за тем, что там обещает начальство. Граждане сейчас в большинстве своем на садовых участках да огородах, потому как надежды на стабильность розничных цен давно не питают, а полагаются только на себя и хорошую погоду.

К слову, не успели мы в одной из недавних публикаций высказать весьма пессимистические оценки насчет «сжатых сроков по замене зарубежного горного оборудования на угольных шахтах и разрезах на изделия кузбасского производства», как губернатор в очередной раз оптимистично заверил:

«Одна из ключевых задач кузбасских машиностроителей в настоящее время — импортозамещение. Сейчас особенно важно снизить зависимость от сторонних производителей и параллельно развивать новые виды производства. У региона имеются отличные возможности и перспективы по выпуску конкурентоспособной качественной продукции, которая будет востребована как у кузбасских предприятий, так и в других регионах России».

Примером успешного развития такого производства опять названы несколько заводов, упомянутых в прежних выступлениях. При этом уточняется, что использование на угольных предприятиях техники местного производства позволяет упростить процесс ее обслуживания, исключает проблемы с поставками запасных частей, дает возможность оперативно модернизировать конструкцию с учетом горно-геологических особенностей различных шахт.

После этого у большинства граждан, не посвященных в детали, возникает вполне резонный вопрос: если все у нас так здорово, то зачем мы вообще десятки лет тащили в Кузбасс горную технику из-за границы? Зачем платили за неё огромные деньги? Почему подсели на зарубежный сервис, обеспечивая высокооплачиваемые рабочие места не в любимом Отечестве, а на том самом Западе, который как раз и норовит спеленать санкциями развитие Кузбасса?

Впрочем, ещё в начале «нулевых» наиболее здравые специалисты машиностроительной отрасли на эти вопросы отвечали одним словом – «откаты». То есть, за покупку западного горного оборудования кузбасской угольной компанией забугорная фирма платила конкретному заказчику «процент» в твердой валюте и обеспечивала всякие приятные бонусы — например, отдых всей семьей где-нибудь на пляже у Средиземного моря.

Разумеется, наши машиностроительные предприятия ничего подобного предложить тогда не могли, поскольку почти автоматически попали бы под прицел правоохранителей, да и денег таких у них не было. Справедливости ради, заметим, что качество горного оборудования у нас было заметно хуже. Так что «спецоперация» за российский рынок была Западом уже тогда выиграна вчистую. Та небольшая номенклатура оборудования, производство которой все-таки осталось в Кузбассе, судя по всему, наших «партнеров» просто не интересовала.

Кстати, угольная компания «Колмар», которой до своего избрания губернатором Сергей Евгеньевич владел и руководил, тоже не на «КамАЗах» уголь возила и не механизированной крепью с комбайном Юргинского машиностроительного завода его добывала. Да и теперь не видно, чтобы там отдавали предпочтение своему, отечественному. Вот, например, самое свежее сообщение: «На шахте «Восточная Денисовская» экспериментально ввели в эксплуатацию проходческий комплекс JOY c комбайном 14СМ15, который ранее выполнял работы по проведению горных выработок на шахте «Инаглинская»… В сравнении с комбайнами Sandvik MB-670 со средней проходкой 300 метров в месяц и EBZ-260 — 200 метров ежемесячно, которые эксплуатируются на шахте «Восточная Денисовская», комбайн JOY 14СМ15 показывает наилучший результат».  

Как же так? В такое-то сложное для России время и так непатриотично! Уже «видим», как Сергей Евгеньевич звонит в Якутию и советует перенаправить заказы в Кузбасс, где всё так здорово развивается. Понятно, что это лишь иронический вариант, и в реальности ничего подобного не произойдет. Более того, если на самом деле начать замену хоть какого-то импортного оборудования на российское, то производство попросту встанет, точнее – ляжет и не отожмется. Это все равно, если на автомобиле «Тойота» поставить подвеску от «Москвича» или двигатель от «Жигулей». Проще говоря, за много лет наши предприятия так глубоко модернизировались с помощью импортного оборудования, что отыграть назад будет невозможно, а то и просто опасно — в том числе, и для жизни.

Мы уже не вернемся в СССР, потому как старательно взорвали на пути из той страны все мосты, и чувства неиссякаемого оптимизма нам никак не помогут, сколь бы часто ими не фонтанировали из правительственных кабинетов.

Сергей Борисов

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here