Договор о скидках 12,8% по экспортным перевозкам угля из Кузбасса в северо-западном и южном направлениях перестанет действовать уже в начале октября. Таким образом, громко лопнул ещё один информационный пузырь по поводу экономической стабилизации и восстановления региональной экономики.

Напомним, что уголь является основным грузом РЖД. Ежедневно только в Кузбассе им грузят от 8 до 10 тысяч полувагонов. Существовавшие тарифы на перевозку и без того гораздо ниже, чем на перевозку других грузов, в том числе продуктов питания. Однако за всё время экспортных поставок везти этот груз на далекие расстояния было для РЖД убыточно. Прежний губернатор А. Тулеев из выступления в выступление повторял мантру про четыре тысячи километров перевоза хоть на запад, хоть на восток. А ещё он любил намекать на то, что в случае кризиса в угольной отрасли региона шахтеры снова приедут в Москву стучать касками. Мол, не надо забывать про то, что тогда даже СССР пришел конец! И эти доводы, больше похожие на шантаж, принимались – многолетние льготы обеспечивались на самом верху.

Однако есть подозрение, что дело тут не только в речах про обоснованность льгот, а скорее всего в том, что среди бенефициаров угольного экспорта были весьма влиятельные люди, которые были в доле и могли за счет мощного железнодорожного ведомства оплачивать продолжение банкета угольщиков. Именно поэтому шахтерский протест даже в малом масштабе им был крайне невыгоден. И вот теперь где-то сильно прижгло. Впередсмотрящим стало уже не до кузбасского угля и не до потенциального возмущения шахтеров. Появились более серьезные угрозы и вызовы. Мы сейчас можем только подозревать, в чем они заключаются, но это и не столь актуально. Важно, что весьма существенную скидку сняли, и это в очередной раз серьезно ударит по главной кузбасской отрасли.

Заметим, что ещё недавно губернатор С. Цивилев бодро сообщал: «Правительство Кузбасса продолжает работу с правительством России, федеральными ведомствами и государственными компаниями, добиваясь поддержки шахтеров. В частности, регион настаивает на увеличении скидки на транспортировку угля в западном направлении по железной дороге. На данный момент скидка, предоставляемая РЖД, составляет 12,8%. Для стабильной работы угольной промышленности Кузбасса скидку необходимо увеличить до 50% — это даст возможность через западные порты отправлять уголь в страны Азии, где на него высокий спрос. Также Кузбасс заинтересован в разработке и соблюдении конкретного плана развития Восточного полигона РЖД — БАМа и Транссибирской магистрали, что позволит увеличить отгрузку угля на восток».

Однако случился облом. Что-то пошло не так, что-то резко и неожиданно изменилось во взгляде на угольный бизнес.

Заместитель гендиректора ОАО “РЖД” А. Шило, обосновывая льготный развод с угольщиками, заявил, что решения (о скидках на экспорт) принимались в самый сложный для угольной отрасли момент, когда ценовая конъюнктура реализации угля на западном направлении была крайне негативной. Сейчас, по оценке железнодорожного ведомства, ситуация изменилась, если в мае котировки энергетического угля в северо-западных портах доходили до $41 за тонну, к августу этот показатель вырос почти на 20%, до $49. Отмечено также, что на пользу угольщикам идет и девальвация рубля. Проще говоря, это решение можно расценить как намек на то, что если выручка от экспорта выросла, то выигрышем надо делиться.

Похоже, что С. Цивилев, озадаченный таким поворотом дела, достал из подсобки старый лук и колчан с тулеевскими стрелами, заговорив не об убытках частных владельцев угольных компаний, а про народ: «Угольная отрасль — это шахтеры и их семьи, более полутора миллионов жителей Кузбасса, чья работа так или иначе связана с добычей угля. Шахтеры дают работу энергетикам, строителям, транспортникам, металлургам, машиностроителям, химикам и другим отраслям экономики России. Поэтому мы продолжим последовательную работу с ОАО “РЖД” и федеральным правительством, чтобы защитить интересы людей, занятых в этих секторах экономики».

Разумеется, акцент на жалость к трудящимся в нынешней ситуации навряд ли пройдет. Трудно предположить, чем закончится очередное бодание РЖД и угольщиков при дележе выручки от экспорта, но жителям области выигрыш точно не светит.

Александр Сусоев

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here