Прогноз Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) для угольной отрасли в 2024 году весьма положительный. Он предполагает рост экспортных поставок после их общего падения в 2023 году – с 212,5 млн тонн до 224,1 млн. Но одно дело – прогнозы, и совсем другое – реальный рынок.
Возможно, оптимизм аналитиков связан с решением некоторых логистических проблем внутри России – на РЖД и в портах, а также продиктован уверенностью, что спрос и конкуренция на внешнем рынке нам не помеха. Однако показатели первого квартала 2024 года демонстрируют прямо противоположную динамику: экспорт угля снизился еще на 13%, если сравнивать его с отнюдь не с великолепным аналогичным показателем прошлого года — до 45,2 млн тонн. При этом март оказался наиболее регрессивным – снижение по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составило 17%.
В Кузбассе роняют слезу, сопоставляя и другие цифры. Количество невывезенного угля в 2023 году оценивается у нас на уровне 10,3 млн тонн, а это значит, что недополученные доходы угольных компаний составили 92 млрд рублей. Пострадал в значительной степени и бюджет — как общефедеральный, так и региональный, снизивший плановую планку на 4 млрд.
А прогноз на 2024 год теперь еще более пессимистичный – объем невывезенного угля может составить 13,9 млн тонн, а это значит, что бюджет Кузбасса недополучит еще 2 млрд. Эта цифра идет плюсом к потерям в 7 млрд рублей в результате снижения цен на международном рынке. Сокращение доходов непосредственно угольных компаний, работающих в Кузбассе, прогнозируются на уровне 114 млрд рублей.
Вряд ли на этом фоне следует ожидать роста заработной платы, а вот сокращение финансирования каких-то социальных программ практически неизбежно.