Что-то недоброе таится в руководстве общественным пассажирским транспортом Кузбасса, если дело дошло до того, что среди бела дня в самом центре Кемерова зафиксирована авария с участием автобуса и троллейбуса, салоны которых были заполнены людьми.
ДТП, в котором представитель одного из самых экологичных видов транспорта столь неудачно «догнал» рейсовый автобус, произошло на ул. Ленина. Без последствий не обошлось – за медицинской помощью обратились два пассажира, отправленные затем в медучреждение для прохождения соответствующего обследования.
Общественный транспорт региона после того, как правительство отчиталось о проведенной реформе в центрах южной и северной агломераций, а также о поставках в различные территории нового подвижного состава, с тех пор поневоле фигурирует в новостях, связанных с самыми различными жалобами населения. В начале недели, к примеру, мы довольно подробно рассказывали о печальной ситуации с перевозками в Анжеро-Судженске.
Напомним: в «ГП Кузбасса «Пассажиравтотранс» не скрывали основную причину резкого сокращения выхода автобусов на линию – острая нехватка водительского состава. Многие шоферы — даже те, кто довольно долго отработал на государственном предприятии — сочли возможным перейти на открывшийся по соседству с городом разрез «Щербиновский». Причина банальная — там зарплата значительно выше.
Впрочем, и других причин нарушения графиков движения немало – частая поломка автобусов, больничные листы, запланированные отпуска… Один из жителей города решил привлечь внимание к проблеме губернатора Цивилева, задав в его «личке» в одной из социальных сетей все тот же вопрос: почему люди вынуждены так долго стоять на остановках, дожидаясь автобуса? Ответ последовал из анжеро-судженской администрации. Вот только оригинальностью он не отличался – там просто продублировали уже известные объяснения, полученные от «Пассажиравтотранса»: вся беда – в нехватке водителей.
Как будет решаться проблема, и будет ли она вообще решаться – об этом чиновники, ответственные за социальную сферу, вообще не упомянули. На жалобу откликнулись просто и незамысловато, напомнив лишь о причинах нехватки водительского состава: «Объявления размещены в СМИ, социальных сетях. Вакансии предлагаются в кадровом центре «Работа России». Неужели в администрации всерьез полагают: вот прочтет гражданка эту лютую отписку, и станет ей гораздо легче. Ей, написавшей правду о жизни в регионе, а не те бла-бла-бла, которые приходится читать в областных релизах о том, как космические корабли бороздят просторы филиала Мариинского театра в Кемерове:
«Я живу в районе Восточный. Моя поликлиника №3 в другом конце города. Три часа сидела на жаре, ждала автобус, народу человек 50 было в наш район».
Правда, одной только констатацией чиновники не ограничились и посоветовали ей и другим таким же бедолагам в будущем не просто сидеть и ждать, когда придет транспорт: «Для отслеживания автобусов АТП, пожалуйста, используйте мобильное приложение». Кто-то интернетом пользуется, чтобы быть в курсе новостей, кто-то – для общения в соцсетях с друзьями, ну и так далее, а жителям Кузбасса предлагается отслеживать маршрут движения желанного автобуса. Достойное занятие, невзирая на жару или мороз, а в чем-то даже и интригующее – придет или не придет?
В Новокузнецке – городе, если говорить об общественном транспорте, особом (здесь трамваи сначала повсюду убирают, как анахронизм, потом вдруг начинают активно развивать. Здесь, проводя транспортную реформу, сочли нужным зачистить местный малый бизнес и завести в город крупную компанию из Питера, чтобы теперь подчищать за ней множественные огрехи. Правда, ничего из этого не получается) – эта забава известна давно. Так как в обещанное движение по маршрутам «строго по графику» компания-монополист «ПитерАвто» не укладывалась с самого начала, некоторые жители города поневоле стали поглядывать в онлайн-сервисы, чтобы попытаться определить нахождение автобусов в реальном времени. Но вот беда – на графике они есть, активно перемещаются и могут даже проехать мимо остановки, а вот по факту нужного маршрута как не было, так и нет. Да что там… Если увлечься этой игрой в смартфоне — по три-четыре «летучих голландца» могут проследовать мимо столпившихся на остановке за каких-то полчаса.
На все претензии новокузнечан об автобусах-призраках в проектном офисе по развитию общественного транспорта Новокузнецка поясняют, что никакими договорными обязательствами ни с Яндекс.Картами, ни с 2GIS местные транспортники не связаны. Кто у них там партнеры, какую они им информацию предоставляют – неизвестно. Однако месяц назад руководитель офиса Денис Новохацкий заверил, что к концу июля может получиться совместный проект с 2GIS. Не забыв при этом сделать существенную оговорку:
«Всё будет зависеть от того, откуда они будут брать информацию. Если от нас напрямую, то мне нужно понимать, сможет ли наша система передавать эту информацию. Я пока этого не могу сказать. Но я думаю, что точнее, кончено, она станет работать».
Иными словами, надеяться на мобильные приложения – себе дороже. Это понимают и сами пассажиры, продолжающие строчить жалобы в самые различные инстанции. На днях, к примеру, на цифровой платформе «Кузбасс Онлайн» был опубликован очередной пост новокузнечанки, которой не понравилось, что ей пришлось ждать 40 минут автобуса, следующего по маршруту №66. В течение 14 дней ей пообещали дать ответ на жалобу. Стабильность во всем.
Евгения Шпакова