Когда люди обращаются в какие-либо официальные структуры с просьбой о помощи, то это в большинстве своем свидетельствует о серьезности проблемы, которую «мирным» способом решить на месте не удается. Казалось бы, особенно это актуально, когда речь идет не о частных случаях, а об интересах целой группы людей. Обращаются авторы в различные инстанции с тем, чтобы наделенные солидными полномочиями представители официальных структур вникли в ту или иную ситуацию и постарались ее урегулировать, основываясь на букве закона и нравственных принципах. Но, увы, почему-то большая часть именно таких жалоб, содержащих просьбу защитить интересы общества, а не какого-то конкретного человека остаются без внимания.
В июньской публикации «Волости» «И обещания — тоже пыль…» шла речь о частых и многочисленных жалобах населения на экологическую ситуацию в киселевском поселке, расположенном близ «Шахты № 12», и потому имеющем точно такое же название. Перевалка угля на погрузочно-разгрузочном комплексе наряду с находящимися поблизости и дымящими отвалами в течение длительного времени вносила серьезный дискомфорт в повседневную жизнь населения. Поселок в безветренные дни накрывал смог из пыли и газа, делая и без того незавидную жизнь людей еще более проблемной. Впрочем, нет пока никаких оснований говорить о ситуации в прошедшем времени.
Жители микрорайона многократно направляли жалобы в адрес президента страны Владимира Путина, писали даже руководителю ЛДПР Владимиру Жириновскому, рассказывая в деталях о своем бедственном положении. Итог таков: лидер либерал-демократов посоветовал обратиться в суд, а из администрации президента не пришла даже отписка – лишь информация, кому и когда переправлена жалоба для рассмотрения и принятия решения. Наверное, чиновникам главной в стране канцелярии некогда заниматься такими пустяками, как здоровье и комфорт обитателей небольшого кузбасского городка.
Десятки, а то и сотни жалоб ушло только за последние четыре-пять лет в адрес депутатов Государственной Думы, представляющих в законодательном органе страны угольный регион, в различные ветви прокуратуры, на имя губернатора, но ничего не менялось. В большинстве своем письма словно проваливались в бездну. Лишь Роспотребнадзор иногда присылал ответы, что, мол, все в норме, загрязненный воздух в этой части города в пределах нормы. Но на тут же наспех отосланное возражение, почему тогда дома жителей поселка ежедневно накрывает густая угольная пыль, лежащая даже не на улице, а на подоконниках внутри жилищ, следовала снова тишина – диалог на том завершался.
Что делать? Люди по-прежнему не успокаиваются. У нас ведь уже стереотип, выработанный ежегодным общением президента с населением России посредством телевизора – пишет народ снова ему. Вот и Любовь Редлих не удержалась от данного соблазна, направив очередное обращение в его адрес по электронной почте. Содержащее, правда, уже не жалобу, а предложение оценить длительную переписку с контролирующим органом (цитата из оригинала письма без корректировки).
«… Мы уже писали обращение по поводу ООО «Шахта 12» в г. Киселевске. Мы просили сделать замеры веществ в воздухе в присутствии жителей наших улиц, Роспотребнадзор сделал замеры скрытно, в период, когда предприятие не осуществляло погрузку и сортировку каменного угля, никого не оповестив, еще в ответе не указаны конкретное количество вредных веществ. Мы не согласны с результатами замеров и считаем их необъективными, и просим сделать замеры повторно в присутствии жителей этих улиц. Проблема не решена, мы так и дышим постоянно угольной пылью, которую несет с погрузки ООО «Шахта №12».
Суть этой жалобы-обращения заключается в том, что жители не сомневаются в проделанной сотрудниками контролирующего органа работе, они только хотят понять, как вообще должен осуществляться контроль. Дело в том, что специалистов Роспотребнадзора, делающих замеры, действительно видели в поселке, однако по странному стечению обстоятельств погрузка угля в этот момент не велась. И у них появились вполне обоснованные предположения, что директор предприятия Юрий Куртобашев заранее был предупрежден о готовящемся контролирующим органом мероприятии. Не потому ли настойчивая просьба делать подобные замеры в присутствии представителей общественности как прежде не принималась во внимание, так и игнорируется до сих пор? В то же время снимки и видео, как свидетельства засыпанных пылью подъездов, окон, огородов ни Роспотребнадзором, ни прокуратурой, ни чиновниками областной или городской власти в расчет не берутся.
А ведь подобная проблема характерна и для других городских трущоб. Взять, к примеру, поселок Афонино — снимки о выпавшем там однажды черном снеге облетели весь мир. Как-то в этом микрорайоне на общественных слушаниях выступил доктор технических наук, профессор, директор Кемеровского филиала Сибирского отделения российской академии наук Вадим Потапов, заявивший, что вопреки данным Роспотребнадзора предельно-допустимая концентрация вредных веществ здесь превышает установленный норматив в 10 раз. А в интервью журналисту посетовал, что сложившаяся ситуация объясняется во многом обыкновенной коррумпированностью надзорных органов, неверно оценивающих экологическую обстановку. Оказывается, чтобы переломить ситуацию, по его мнению, надо установить общественный контроль за действиями контролирующих органов. Вот так – не меньше-не больше: масло маслом…
Подождем, что ответят автору обращения к президенту из главной канцелярии. И ответят ли вообще. Ведь экологические проблемы Киселевска наверняка уже всех так достали, что на них стараются не обращать внимания.
Владимир Васильев
На снимках автора: угольная пыль как черное покрывало застилает глаза проверяющим