Опубликованный статистический отчет говорит нам о том, что потребительские цены в Кузбассе в течение августа практически не изменились. А на продовольственные товары по отношению к июлю даже несколько снизились – на 1,33 процента. Если же брать в целом по группам, то стали чуть доступнее колбасные и кондитерские изделия, мясные, рыбные и овощные консервы, масло и жиры, сыр, яйца куриные (средняя рыночная цена на 1 сентября – 49,55 рублей), крупа и бобовые, плодоовощная продукция, чай, кофе, какао…
Резко – более чем на 20 процентов — подешевели только яблоки и виноград. Незначительный рост по отношению к предыдущему месяцу зафиксирован в ценах на свинину, макаронные изделия, сахар и творог – в пределах 1,5-2 процентов. А лидером удорожания стала водка – 3,13 процента (при средней стоимости за литр 634.59 рубля). Все остальные продукты питания, судя отчету Кемеровостата, в течение месяца балансировали на грани июля, отличаясь лишь незначительно.
Да и в целом базовый индекс потребительских цен, учитывающий также услуги и непродовольственные товары, повысился по сравнению с предыдущим месяцем лишь на 0,11 процента. С начала года – на 2,22, а по сравнению с августом прошлого года – на 2,83. То есть, инфляционные процессы в динамике не такие уж и страшные, как нам кажется при посещении магазинов. Причем, данная статистика характерна не только для Кузбасса, но и для всей страны, где инфляция зарегистрирована на нулевом уровне. А по прогнозу Минэкономразвития, в сентябре нас и вовсе ждет дефляция. Однако с относительным благополучием в российских регионах согласны отнюдь не все эксперты.
Специалисты Центра развития Высшей школы экономики сконцентрировали свое внимание на 24 видах продуктов, официально входящих в потребительскую корзину, и сделали следующий вывод: в течение второго квартала ее доступность снизилась до рекордной отметки. Данный показатель по отношению к самым «народным» продуктам питания стал самым низким за последние десять лет. Потому что дело не только в удорожании отдельных товаров, но и в резком падении «реальных» доходов – на 8 процентов с начала года, по данным все того же Росстата.
Причем, эксперты полагались не только на официальные данные, но и на собственные результаты, полученные путем опроса в мае-июне. Вот как охарактеризовал потенциальный потребитель ситуацию в семейной экономике и на рабочих местах, спровоцированную «режимом повышенной готовности» к коронавирусу: 12 процентов респондентов были отправлены в вынужденные отпуска, 15 процентов полностью или частично были лишены премий, бонусов, еще 9 процентов переведены на сокращенный рабочий день с соответствующими материальными потерями.
При таком раскладе, при ожидании нового витка пандемии в стране прогнозы пессимистов и оптимистов кардинально разнятся. Если Минэкономразвития, как уже говорилось, ожидает осенью дефляционные процессы, то их оппоненты продолжают уверять в продолжающемся ухудшении потребительских возможностей основной массы населения. Еще к одному негативному фактору можно отнести падение курса рубля в течение последних двух месяцев по отношению к доллару — на 12-15 процентов. Это уже сказалось и на ценах на ввозимое в страну продовольствие (в частности, на фрукты и овощи), и на закупках отечественными компаниями за рубежом сырья и оборудования, что неизменно в будущем скажется на кошельке потребителя.
«Московский комсомолец», анализируя создавшуюся ситуацию на потребительском рынке, опирается, в частности, и на мнение доцента кафедры финансов и цен РЭУ им. Плеханова Марии Долговой. По ее мнению, «пик роста цен на продовольственные товары придется на конец зимы — начало весны следующего года, причем отдельные продукты могут подорожать на 30 процентов». Однако все будет зависеть от целого ряда факторов: от пандемии и реакции на нее правительственных кругов, от курса рубля, от ситуации на нефтегазовом рынке – куда же без него?
Кроме того, социальное положение рядовых потребителей может серьезно ухудшить слабый экономический рост. Для Кузбасса это тем более актуально, если учесть, что спрос на основной вид производимой здесь продукции – уголь – продолжает падать, надежды не то что на более высокие, а хотя бы на прежние скидки от РЖД рушатся. Вложением инвестиций в другие отрасли серьезно никто не занимается, безработица имеет тенденцию к росту, а долги бюджетов всех уровней продолжают расти.
Евгения Шпакова