О глубокой переработке угля в Кузбассе говорится много. Интенсивность  таких разговоров особенно увеличивается в периоды кризиса. При этом большинство жителей региона слабо представляют, над чем бьются ученые мужи. Какой продукт должен быть получен на выходе, во сколько обойдется переработка, оправдает ли она себя на рынке – все это, как правило, на финальной стадии завершается приговором специалистов: слишком дорого, а значит, нет нужды в экспериментах, которые приведут лишь к неоправданным затратам.  

Геннадий Романенко, бывший новокузнецкий шахтер, а ныне энтузиаст экологически чистых производств категорически не согласен с таким подходом. Он уверяет, что современная технология, помогающая перерабатывать уголь и даже отходы в востребованный на рынке и относительно недорогой продукт, есть. Причем, такие промышленные установки – благо для экологии региона, а не дополнительная нагрузка на природный микроклимат. Впрочем, слово ему.

— Я – уже не первый год пенсионер, и потому времени заниматься любимым делом у меня предостаточно. Десятки лет я отслеживал все публикации на тему переработки угля, в результате чего более близко познакомился с наработками специалиста из Ярославской области Григория Рассохина. Честно говоря, он не столько ученый, сколько предприниматель, точно знающий конечную цель. К своей работе он умудрился подключить целый ряд отраслевых институтов и предприятий с одной целью – усовершенствовать давно известную технологию пиролиза до степени, которая могла бы заинтересовать бизнес. И в конечном итоге ему это удалось. Смонтированные опытные образцы по переработке углеродосодержащих отходов на практике доказали свою эффективность.

— Так речь идет об отходах, а не об угле?

— Вот именно. Но, согласитесь, если уж куриный помет можно превращать в полезный и востребованный на рынке продукт, то что говорить о таком углеродосодержащем сырье как уголь. Им была разработана конструкция турбореактивного реактора термической деструкции с применением микроволнового плазмотрона, в котором используется технология организации теплообмена в вихревом потоке. Если проще, на замену медленному и не очень эффективному  пиролизу пришла новая технология с применением турбореактивного реактора. Первично получаемый продукт и там, и здесь – синтетический газ. Но разница между кластической и инновационной технологией разительная. Если в первом случае на выходе мы получали низкокалорийный газ с показателем 2 000-3 500 ккал/м3, то во втором – 6 000-15 000 ккал/м3. В зависимости от исходного сырья, конечно.  

— Насколько актуально это для нашего региона?

— Это актуально для любого региона, если учесть, что именно может подлежать переработке, и какой экономический, экологический эффект мы получаем на выходе. А перерабатывать мы можем практически любую органику. В ходе испытаний были использованы следующие виды сырья: иловые осадки сточных вод, древесные опилки, торф, солома, куриный помет с древесными опилками, бурый уголь, лигнит… В принципе, как я уже говорил, могут быть использованы любые углеродосодержащие материалы: твердые, жидкие и даже газообразные. В том числе, ТБО, медицинские отходы, кора, опилки и щепа, отходы животноводства, растениеводства и птицеводства, загрязненная нефтепродуктами почва… Уголь может лишь повысить эффективность работы модуля.

— И что мы можем получить на выходе?

— Не только синтетический газ, но и любые энергетические продукты для нужд местности, где будет установлен модуль — электрическая энергия, тепловая энергия, синтетическое жидкое топливо, эфиры, спирты, газ пропан-бутановой фракции, пылеугольное топливо… Под определенные нужды и выполняется сборка. К примеру, вот что может дать комплекс «Турборобот» при переработке полтонны угля марки «Г» в течение часа: 360 кубометров синтетического газа (6 200 – 6700 ккал/м3, для сравнения: природный газ имеет показатель около 8 000 ккал/м3), 100 килограммов пылеугольного топлива, 160-190 литров дизельного зимнего топлива, 100 литров печного светлого топлива.

Из вырабатываемого синтетического газа на обеспечение электроэнергией самой установки уходит лишь около 10 процентов полученного продукта. При дальнейшей переработке оставшегося газа также можно получить электрическую (1,1 МВт/час) или тепловую (1,5 МВт/час) энергию. Любая замена угля другой органикой (скажем, в пропорции 50:50) из числа отходов позволит значительно удешевить конечный продукт. Заметим при этом, что себестоимость добычи природного газа обычно колеблется на уровне 8 рублей за кубометр, а в данном случае она равняется примерно 2 рублям (+ /- 0,5 рубля).

Предварительная экономика, если грубо, следующая: купили тонну за тысячу рублей, а продали конечный продукт за 50 тысяч. Это если ограничиться перечисленными здесь продуктами. Но искусственный газ вполне можно перегонять в полиэфир – сырье для получения пластмасс. Спрос на данный вид продукции во всем мире постоянно растет, однако Россия пока способна обеспечивать себя лишь на 10 процентов, остальное мы импортируем. Цена его колеблется от 200 тысяч за тонну до 1 700 тысяч. Кузбасс может попросту озолотиться, перерабатывая уголь и отходы в полиэфир.

— Если сделать такую установку очень мощной – скажем, для переработки 20 тонн сырья в час и более, — не очень-то верится в ее экологичность…

— Технология в принципе исключает образование на выходе диоксинов, фуранов, бензолов и фенолов. К тому же, не стоит забывать, что она нацелена на переработку отходов. А это настоящий бич современности. Что мы имеем сегодня? Для сжигания одной тонны ТБО требуется 10-15 тысяч кубометров воздуха с последующей очисткой дымовых газов. А что происходит при применении турбореактивного реактора? При переработке такой же массы объем вредных газов составляет около 30-50 кубометров. Или в триста раз меньше. К тому же, сырье еще и в дело пойдет.

— Если бы завтра нашлись инвесторы в Новокузнецке и попросили вас определить участок для размещения, на первый раз, не очень мощного модуля, где бы вы посоветовали начать этот любопытный бизнес?

— За Ильинкой. Там есть уголь, есть железная дорога, есть в большом количестве твердые бытовые отходы, да и две птицефабрики недалеко, от которых дышать нечем. Все в дело пойдет и позволит удешевить конечный продукт, параллельно улучшая окружающую среду.

— Вашими устами бы мед пить… Будем следить, получится ли что-то толковое из ваших намерений.

Владимир Максимов

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here