Сегодня – День предпринимателя. Целая армия людей, считающих, что собственный бизнес поможет им не только преодолеть тяжелые времена, но и прочно встать на ноги, а при определенных усилиях и удачном стечении обстоятельств и вовсе разбогатеть, стать независимым от многочисленных общественных условностей, требующих денег или их эквивалента, отмечает свой профессиональный праздник.
На пути человека, решившего открыть собственное дело немало сложностей и препятствий, которые необходимо преодолеть, чтобы стать преуспевающим. Важно не только знать нюансы той отрасли, которой решил себя посвятить, но и уметь раскрутить бизнес, точно представлять степень конкуренции на рынке, научиться сотрудничать с контрагентами, просчитывать свои дела на длительную перспективу, не позволять себя однажды «кинуть» и остаться у разбитого корыта. Приходится научиться принимать на работу в свою организацию не всех желающих, а только нужных, а также увольнять балласт, не взирая иногда на слезы – все это серьезная физическая и моральная нагрузка на порядочного человека. Но главное – нельзя ни на минуту забывать, что ты находишься под зорким оком его величества чиновника. Именно он может в любой момент либо поспособствовать коммерческому успеху, либо вообще лишить тебя всех шансов на получение ожидаемого дохода.
Вроде бы государственные органы по всей своей вертикали крайне заинтересованы в развитии и становлении предпринимательства в стране – ведь это и дополнительная занятость, и немалые отчисления в бюджеты все уровней, и заполнение тех отраслевых ниш, которые олигархам малоинтересны. И существуют даже официальные структуры, на которых возложена обязанность материально заинтересовывать будущих предпринимателей, выделяя им льготные, а то и вовсе невозвратные займы. Увы, жизнь предпринимателя на местах не становится по этой причине менее зависимой от желаний или видений того или иного чиновника. Достаточно вспомнить хотя бы все ту же инициированную мэром Сергеем Кузнецовым транспортную реформу в Новокузнецке, решившему выбросить за борт около сотни предпринимателей из родного города, заменив их на одного бизнес-монстра родом из Санкт-Петербурга.
Отголоски этого плана, выполненного с непонятной, но маниакальной решимостью, будут еще долго влиять на жизнь города. Сначала новокузнечане часами мерзли на остановках в ожидании нужного автобуса («реформа» пришлась аккурат на начало сильных ноябрьских морозов). Затем долгое время люди пытались разобраться в новой нумерации маршрутов, а также понять, почему надо расстаться с привычкой «ехать от подъезда к подъезду», и вместо этого надо пересаживаться с одного автобуса на другой, чтобы оказаться в нужной точке. Наконец, возникла проблема с платой за проезд: долгое время установленные в автобусах валидаторы отказывались корректно работать, а затем часть новокузнечан и вовсе перестала оплачивать проезд.
Оказавшийся за бортом малый бизнес Новокузнецка, оказывающий транспортные услуги, вместе с окончанием своей деятельности естественно перестал платить и налоги. Сколько это вышло в конкретных миллионах рублей – сказать трудно. Однако здесь следует особо отметить, что частный бизнес перевозчиков никогда не получал из бюджета ни копейки. Дотации в размере от 500 до 700 миллионов шли в город только на поддержание муниципального транспорта (теперь от него остались только трамваи и троллейбусы для внутригородской перевозки пассажиров, автобусов вовсе не стало). И вот, наконец, пришла пора подводить первые финансовые итоги проведенной реформы в пользу отнюдь не местных предпринимателей.
В соответствии с заключенным контрактом, из бюджета города должно ежегодно выплачиваться 2,2 млрд рублей иногороднему бизнесу. Как сообщил на встрече с депутатами горсовета все тот же Сергей Кузнецов, пока что за сутки собирается всего лишь около полутора миллионов. Несложный подсчет позволяет вывести итоговую сумму за год, если ничего не удастся изменить – около 600 миллионов рублей в виде поступлений. Как видим, образовавшаяся полуторамиллиардная разница отнюдь не в пользу Новокузнецка.
Не забудьте приплюсовать к этому все ту же «упущенную выгоду» от налогов, которые теперь не платят местные перевозчики. А теперь помножьте все это на десять лет заключенного контракта с «Питер-Авто», и вы получите потери, сравнимые с доходами годового городского бюджета (17,702 млрд). Вот такие у нас инициативы в сфере бизнеса. И можно быть уверенным, что этим дело не кончится – у местного мэра еще немало замыслов, которые, как он считает, пойдут на пользу и бизнесу, и непосредственно Новокузнецку.
Кстати, еще раз о взаимоотношениях чиновников и представителей малого бизнеса. Практически все местные перевозчики после проведенного аукциона оказались лишены своего права работать на прежних маршрутах. Кроме «своих»: ПАЗики на 345 маршруте как работали, так и работают, как собирали наличные деньги с пассажиров, несмотря на объявленную во всеуслышание обязанность перечислять их сразу же на бюджетный счет, так и собирают.
Обращаться куда-либо за помощью, ссылаться при этом на законы и трезвый рассудок в рядах представителей малого бизнеса сегодня не принято. Докопаться, как известно, можно и до столба, а уж если ты осуществляешь предпринимательскую деятельность, то найти у тебя хотя бы малые грешки труда не составит. А уж осудить можно как за большие, если будешь себя плохо вести. Вот и проведенный службой связи и информации ФСО опрос показал, что 78,6% отечественных предпринимателей полагают, что они незащищены от необоснованного уголовного преследования. Мнение на этот счет адвокатов и юристов несколько более оптимистичное – такой точки зрения придерживаются только 60,8% респондентов. Ну а некоторые иные данные вы можете видеть на приложенной схеме.
Так что имейте в виду, открывая свой бизнес в той или иной сфере: нет у вас методов ни против Кости Сапрыкина, ни против Сергея Кузнецова.
Евгения Шпакова