В черте города Берёзовский работают две углеобогатительных фабрики. Одна из них – «Северная» – построена совсем недавно и вполне безопасна для окружающей среды благодаря замкнутому технологическому циклу. Другая – Центральная обогатительная фабрика «Берёзовская» (ЦОФ «Берёзовская») — сдана в эксплуатацию в далёком 1969 году. О ней и пойдет речь.
Трудно подсчитать ущерб, который нанесла фабрика за полвека своего существования окружающей среде города и его окрестностям ввиду несовершенной по нынешним временам технологии обогащения «чёрного золота». Тем не менее, несмотря на стареющее оборудование и несовершенный производственно-технологический процесс, предприятие обязано соблюдать установленные законом нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов в окружающую среду (ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г.). То есть, должно на постоянной основе осуществлять работу по инспектированию воздействия ЦОФ на окружающую среду.
Увы, судя по всему, производственный экологический контроль давно сдулся. Дело дошло до прокуратуры Кузбасса, и фабрика была «поймана» на грубых нарушениях пунктов упомянутого закона. Выяснилось, что с октября 2019 года (по данным других источников – с 2016 г.) до марта 2020 года ЦОФ бесконтрольно сбрасывала в протекающую рядом речку Шурап сточные воды с загрязняющими веществами. По данным Берёзовской прокуратуры, имеющаяся у фабрики разрешительная документация давала право на сброс в реку 7 видов загрязняющих веществ, фактически их сбрасывалось 16.
То есть, ненужных «ингредиентов» в сточных водах в реку попадало в два с лишним раза больше, чем было согласовано с соответствующими органами! В отношении нарушителя было возбуждено дело об административном правонарушении (ч. 1 ст. 8.14 КоАП, нарушение правил водопользования), и суд привлёк предприятие к административной ответственности — к штрафу в… 80 тысяч рублей!
Чтобы было понятно, насколько «сурово» наказание, заметим, что сегодня некоторые предприятия за нарушение масочного режима вынуждены платить более значительные суммы, а здесь идёт речь о водной экологической беде! В других странах, где предпочитают жить не одним днем, где забота о здоровье людей не ограничивается красивыми формулировками, рожденными на основе очередных планов и обещаний, за подобные экологические правонарушения штрафы достигают десятков, а то и сотен миллионов долларов.
А вот и символизирующая наше время «вишенка» на торт: в настоящее время фабрика получила всю необходимую разрешительную документацию. Иными словами, в Шурап уже НА ЗАКОННЫХ ОСНОВАНИЯХ будут сбрасывать все 16 компонентов, за которые и последовал административный штраф. Учитывая, что главным стимулом нашей жизни давно стали деньги, нетрудно понять, что такой способ решения проблемы оказался наименее обременительным для собственника.
И, похоже, совсем уж никого не смущает, что реальность входит в противоречие с экологической политикой управляющей компании «Промышленно-металлургический холдинг», куда входит и ЦОФ «Берёзовская». На корпоративном сайте холдинга («ПМХ») есть страничка ЦОФ , где сообщается, что это предприятие сертифицировано по стандарту ISO 14001 – системе экологического менеджмента (СЭМ). То есть, фабрика должна взять на себя обязательства по выполнению стандартов, предусмотренных соответствующим ISO. А основное из этих обязательств – предупреждение загрязнений и охрана окружающей среды. Именно этого-то, как вы уже знаете, на фабрике в ходе проверки обнаружено не было. Вообще весьма сомнительно, что руководство фабрики, да и «ПМХ», в том числе, мониторят экологическое состояние окружающей среды в Берёзовском, чтобы соответствовать международному стандарту. Да и вряд ли кто проводит анализ СЭМ, коли ЦОФ допускает бесконтрольные токсические «вливания» в речку!
Кстати, на интернет-страничке ЦОФ утверждается, что (цитирую): «На ЦОФ «Берёзовская» действует замкнутый водооборотный цикл. Все производственные, бытовые и поверхностные сточные воды очищаются и направляются на повторное использование для нужд предприятия». Странно-странно… А что же тогда утекает в речку? И будет утекать вполне законно в два с половиной раза больше? В конце концов, что может помешать увеличивать и далее перечень разрешенных к сбросу канцерогенов?
Как не впасть в ступор при виде того, как черное становится белым, токсичное внезапно становится нетоксичным? И почему наложен копеечный штраф на тех, кто нарушает ст. 67 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г.? Хочешь-не хочешь, а на ум приходит крамольная мысль, что не всё так просто с подобной метаморфозой. Если суд наложил смешной штраф, а прокуратура не оспаривает его, не превалируют ли здесь интересы людей «высокого полёта» и крупные «вложения» в чей-то карман?
Все это – вопросы, повисающие в воздухе, реальность же такова — нашему Шурапу приходит окончательный каюк. Когда-то он был более полноводной речкой, в ней купались, ловили рыбу. С возникновением Берёзовского река не только обмелела – в неё сливались (а может, и сейчас сливаются) стоки городских котельных, расположенных на её берегу. А однажды бедный Шурап буквально горел – в реке оказались горючие вещества. Поневоле вспоминается старое детское стихотворение, словно написанное на просторах промышленного Кузбасса: «А лисички взяли спички, к морю синему пошли, море синее зажгли».
Когда-то в штате берёзовского горисполкома был так называемый «Отдел охраны природы», и было кому следить за экологической ситуацией. Этой службы давно не существует. Нет, речь не идет о полном уничтожении — её оптимизировали (как и медицину). Соответствующие функции передали «на деревню дедушке»: согласно «Уставу Берёзовского БГО», отвечает за охрану окружающей среды городская администрация (ст. 10. п. 12 «Организация и осуществление экологического контроля объектов производственного и социального назначения на территории Берёзовского…».). А это значит – никто, потому что от эколога требуется максимум внимания и уйма рабочего времени, чтобы мониторить экологическую ситуацию в городе, окрестности которого напичканы угольными предприятиями. В данной ситуации нетрудно прийти к выводу: администрации города вообще до лампочки, что творится с Шурапом.
И отчасти понятно почему: последние двадцать лет Берёзовским рулят люди пришлые. Нынешний мэр С. А. Щегербаева – тоже жительница г. Кемерово. Ей недосуг воевать за экологию чужого города. Да и себе дороже – можно ведь наткнуться на противостояние с нашими доморощенными собственниками. Такое впечатление, что она — лишь администратор с полотенцем, перекинутым через руку, и со словами: «Чего изволите-с?».
Нам постоянно твердят о комфортной среде проживания, но с такими мэрами, собственниками и правоохранительными органами никогда не добиться охраны окружающей среды даже на уровне действующего законодательства. Да, описываемый случай с ЦОФ «Берёзовская» – частный, но он очень показательный. И без особых проблем позволяет прийти, как минимум, к двум выводам.
Первый: собственники ни во что не ставят экологическую безопасность и охрану окружающей среды. Второй: всё это происходит под «крышей» самых различных структур властной вертикали в стране.
Валентина Цыбо