Мы уже как-то привыкли к делению журналистики на «правильную» и «неправильную». Хотя оно и очень условное. Потому что точка зрения на работу информационных изданий большинства населения и тех, кто наделен властными полномочиями, может кардинально отличаться.
Но это еще полбеды. С некоторых пор стирается такое понятие как журналистское братство. И теперь некоторые коллеги, попав в обойму официальных проводников политики партии и правительства, считают более правильным служить не истине, не обществу, а лишь узким интересам своего работодателя, прикрываясь при этом якобы государственными интересами. Ушли безвозвратно те времена, когда единственным критерием работы журналистов официальных СМИ была честность перед своей аудиторией.
В результате удалось вывести особую породу обслуживающего персонала, снабдив его информационным оружием. В том числе и телевизионными камерами. И теперь эти ребята не стесняются в выражениях и оценках, когда речь заходит об их антиподах-журналистах, защищающих права граждан. Вот и местное телевидение Киселевска недавно обвинило «так называемых независимых журналистов» в намеренном нагнетании напряженности в обществе. Без указания фамилий, правда, но попутно отметив, что различными провокационными статьями и сюжетами они сеют раздор и подстрекают население к неправомерным акциям.
Так как я всегда считал себя независимым журналистом — даже более того, не «подстрекал», а сам проводил экологический митинг протеста, — то считаю, что высказывание тележурналистов ТРК «Киселевск» напрямую касается и меня. Вот только один вопрос: разве можно считать людей, защищающих жизнь и здоровье своих сограждан, «подстрекателями»? Разве можно давать почти юридическую оценку желанию устранить имеющиеся недостатки, которые не позволяют жить лучше?
Кстати, об официальных юридических оценках слов и действий. Например, бывший губернатор Тулеев как-то назвал своих избирателей, митингующих за чистый воздух и соблюдение прав граждан, отморозками. Областная прокуратура почему-то не увидела в словах государственного деятеля оскорблений и посоветовала обратиться в суд. А тот, в свою очередь, посчитал слова Амана Тулеева о митингующих вовсе не оскорбительными, и оставил иски журналистов по защите чести и достоинства без удовлетворения. Неужели, если суд принял такое решение, то теперь людей, выходящих на защиту своих прав, надо действительно считать отморозки?
Может, все происходящее не что иное, как попытка поставить восприятие окружающей действительности с ног на голову? Потому что моя точка зрения на официальную информационную политику, как и на действия большей части номенклатуры, прямо противоположная. Считаю, что провокационными «новостями», противоправными действиями как раз и грешит муниципальное предприятие ТРК «Киселевск» (да и не только оно), периодически нарушая закон о СМИ без всякой боязни понести ответственность.
Приведу примеры непорядочных действий руководства канала. Еще в начале нулевых годов в бытность меня председателем комитета по правопорядку и развитию местного самоуправления, председатель городского Совета договорился с мэром о ежемесячных выступлениях председателей комитетов горсовета о проблемах города. И что, смогли телезрители узнать о проблемах? Отнюдь, на телевизионный экран попадали записи только тех депутатов, которые хвалили чиновников, докладывали о каких-то мнимых победах.
Вопиющий случай произошел со мной, когда я отказался голосовать за так называемый мусорный законопроект, по которому мелкие предприниматели обязаны были перечислять в бюджет огромные суммы. Я считал, что он в корне противоречит российскому законодательству. В этот же вечер в телевизионных новостях ТРК показали сюжет из детского дома, где детей, вероятно, заставили стучать ложками по пустым тарелкам, и как бы попутно заявили, что из-за депутата В. Васильева, отказавшегося голосовать за новый налог, дети остались голодными. Хотя через месяц, руководствуясь моим ходатайством, прокурор города обжаловал постановление горсовета как незаконное, и оно было отменено. Однако провести параллель теперь уже между правоохранительной структурой и умирающими с голода узниками наших больниц у «журналистов», видимо, камера не поднялась.
Во время выборов, вопреки законодательству о гарантиях прав избирателей, директор и редактор ТРК «Киселевск» незаконно предоставляли должностным выборным лицам поливать грязью неугодных кандидатов в депутаты. Во время судебных слушаний выяснялось, что «отцы города» не просто незаконно порочили кандидатов: абсолютно все факты, озвученные ими, были сплошным вымыслом. Правда, городской и вышестоящие суды то ли по телефонному праву, то ли из-за низкой квалификации признавали все эти несуществующие факты лишь личным мнением должностных лиц.
А разве вот это нельзя отнести к «умышленному нагнетанию напряженности в обществе», когда руководство канала в ходе многих выборов незаконно снимало с эфира бесплатные рекламные ролики кандидатов в депутаты, отделываясь лишь выплатой морального ущерба за счет муниципалитета?
Многие жители Киселевска не без оснований жалуются, что журналисты ТРК «Киселевск» игнорируют их просьбы осветить плохую работу коммунальщиков, не пытаются обратить внимание на то, что ядовитый смог доминирует в центре города, оставляют без внимания практически все протестные мероприятия населения города. То есть, ТРК «Киселевск» получающая дотации из городского бюджета (а это — деньги всего населения), просто стала карманным СМИ для мэра города и подчиненной ему администрации. Именно на их имидж направлена работа немалого штата журналистов ТРК, но никак не на интересы горожан.
Понятно, что при нынешнем политическом режиме материально куда выгоднее славить власть, чем писать правду о положении в стране или регионе. На независимых сайтах можно даже полюбоваться роскошными виллами наших ведущих пропагандистов от ТВ. А вот независимые журналисты могут подвергаться не только очернению со стороны должностных лиц и их прихлебателей, а даже полицейскому произволу, уголовному преследованию, административным штрафам. Правда, истина и справедливость от такого противопоставления какой-то другой смысл, кроме уже известного, не обретут.
Владимир Васильев