Эксперты РИА Новости подсчитали, что в среднестатистической кузбасской семье, имеющей двух детей, после минимальных расходов остается ещё 36 415 рублей, в семье с одним ребенком и того больше – 49 230 рублей! По этому показателю Кемеровская область занимает 16 место среди других российских регионов.

Сразу скажем, что результаты исследования кажутся нам весьма сомнительными, если учесть, что для подсчетов суммировались две чистых среднегодовых зарплаты родителей (без НДФЛ). К тому же, из полученной суммы вычитали региональный прожиточный минимум с учетом категории членов семьи. Дело в том, что для работающих людей прожиточный минимум немного больше, чем для пенсионеров и детей.

Как заявили сами исследователи, предвидя тучу критических стрел в свой адрес, «потенциально возможный остаток денежных средств скорректирован на величину потребительской корзины региона, чтобы сопоставить российские субъекты с разным уровнем цен». Естественно, что в реальной, а не абстрактной жизни минимальные расходы семей выше, чем прожиточный минимум, причем весьма существенно. Мало кто использует «чулочно-носочные изделия», четко отмеряя срок их износа, или съедает в год центнер картошки, запивая 290 литрами молока. В общем, статистика не способна учесть нюансы потребления каждого по максимуму, но минимум выбирают практически все, за исключением «плюшкиных», которых сравнительно немного.

Само собой, потенциально возможный остаток денег у семей с двумя детьми после минимальных трат является результатом весьма приблизительного, но все же расчета, поэтому не будем слишком строги. Как же живут семьи в соседних с нами регионах СФО?

Томская область – 22 место с соответственным остатком 32 857 и 45 845 рублей; Новосибирская – 43 место: 22 455 и 35 308 рублей; Красноярский край – 13 место: 38 750 и 52 418 рублей; Алтайский край – 81 место: 9 803 и 21 263 рубля. Заметим, что весьма низкое положение в рейтинге жителей Алтайского края весьма условно, поскольку это сельскохозяйственный регион и для большинства семей траты на продукты в магазине сведены к минимуму. Учтем также и фактор садоводов, труд которых вознаграждается внушительным набором овощей, однако в рейтинге доходов и расходов по вполне понятным причинам не учитывается.

Казалось бы, при таком раскладе молодые семьи в Кемеровской области должны молиться на своих работодателей, а также областную и муниципальную власть, устроивших им такую безбедную жизнь? Однако каких-то особенных восторгов ниоткуда не слышно. А не слышно их потому, что у многих родителей не то что совсем не остается свободных средств, так ещё и приходится занимать — кому у тещи, кому у знакомых до получки, а кому в банке под проценты. Разумеется, почти на каждой молодой семье (а дети водятся только у них) висят выплаты по ипотечным кредитам. «Волость» уже не раз писала, что тяга молодежи к перемене места жительства «подальше от Кузбасса» вызвана не в последнюю очередь тем, что никаких сладких денежных пряников у нас в регионе для них нет.

Посудите сами: ипотека в нашем регионе — с очень плохой экологией и высоким уровнем заболеваемости опасными вирусными инфекциями (СПИД, туберкулез, онкология) — выдается под те же самые проценты, что и в Причерноморье. Например, в популярном для переезда Краснодарском крае. Впрочем, и другие федеральные округа в европейской части РФ, даже исключая Москву и Подмосковье, имеют немалое климатическое и экологическое преимущество перед Кузбассом. Социальное жилье – раньше эту роль выполняли общежития, где молодая семья с ребенком могла бы снять квартиру и сравнительно дешево прожить несколько лет до наступления финансового благополучия — тоже не строится. Вот и получается, что молодежь выбирает более благодатные места.

А как там «у них» с теми же остатками от доходов? Вологодская область – 33 место: 26 705 и 38 214 рублей. Разница с Кузбассом примерно на 10 тысяч, однако до обеих российских столиц оттуда рукой подать — климат куда мягче, стоимость жилья примерно такая же, сейсмики никакой. А уж о тех, кто живет в «европе» на 200, 300 километров южнее, вообще надо ли говорить? Липецкая область — 32 место: 26 875 и 38 479 рублей; Белгородская область – 27 место: 29 340 и 38 479 рублей; Воронежская область – 29 место: 27 675 и 37 620 рублей. Для сопоставления взяты те области, которые хотя бы приблизительно напоминают промышленный потенциал Кузбасса.

Мы уже говорили, что поток отбывающих из Кузбасса куда шире, чем поток тех, кто переезжает к нам в поисках лучшей жизни. Например, в прошлом году миграционная убыль населения составила около 4 тысяч человек. Хотя люди и безо всякой статистики чувствуют, где им, а особенно их детям будет жить и веселее, и лучше, несмотря на вроде бы «жирные» остатки от ежемесячных доходов.

Сергей Борисов

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here