Министерство угольной промышленности Кузбасса подвело итоги работы отрасли за пять месяцев с начала года.
Добыча угля по-прежнему отстает даже от прошлогоднего графика: добыто 91,8 млн. тонн угля (в 2022 г. – 93,1 млн. тонн). За то же время остатков угля значительно прибавилось: на промежуточных и прирельсовых складах и в бункерах обогатительных фабрик лежит 21,1 млн. т. (+ 2,1 млн. т. к уровню 2022 г.). Среднесуточная отгрузка составила 7 280 п/в (93,2 % к плану). В общем, прогнозируемой с высоких трибун переориентации экспортных потоков на восток пока что не наблюдается.
Экономические обозреватели констатируют, что перевозки кузбасского угля по железной дороге к дальневосточным портам отстают от плана. Расчеты ОАО РЖД показали, что отказ от приоритета в отношении перевозок экспортного угля на восток из ряда регионов – Кузбасса в том числе — и перевод их в стандартную категорию позволит за квартал дополнительно вывезти порядка 2 млн тонн других дорогостоящих грузов — нефтепродуктов, руды, удобрений и т.д.
Между тем угольщики не довольны сложившейся ситуацией. Ещё в начале года на совместном заседании комиссий при Госсовете по направлениям «Транспорт» и «Энергетика» говорилось о том, что квота на вывоз экспортного угля из Кузбасса, утвержденная ОАО РЖД, на 9,9 млн т ниже, чем предусмотрено поручениями президента (63 млн т). К тому же, тарифная нагрузка УК Кузбасса за 2022 год выросла на 66–97% для энергетического и на 44–72% для коксующегося угля. Губернатор Кузбасса и глава комиссии по энергетике Сергей Цивилев заявил тогда, что необходимо ввести мораторий на рост тарифов на перевозки угля и возобновить ранее отмененные скидки за дальность для экспортных перевозок. Однако ничего подобного до сих пор не произошло.