Продолжаем тему капремонта жилого фонда в городе Берёзовский, начатую в предыдущей публикации «Куда уходят деньги, в какие города…». Сегодня речь пойдет о странностях со льготами на него.
Весна нынешнего года сотням инвалидов и одиноко проживающим гражданам города, достигшим семидесяти- и восьмидесятилетнего возраста и имеющим право на льготу по оплате за капремонт, преподнесла не только короновирусную заразу. Они пережили настоящую стрессовую ситуацию, став невольными жертвами чьей-то небрежности, некомпетентности и безответственности (ненужное из перечисленного те, о ком пойдет речь, могут вычеркнуть).
В самый разгар самоизоляции эту категорию льготополучателей методично обзванивали сотрудники службы социальной защиты населения и просили погасить накопившиеся долги. Суммы назывались разные. Тем, кто постарше возрастом, а значит, и льготы стал получать раньше, предстояло выплатить по нескольку тысяч рублей, более молодым – в зависимости от продолжительности льготного стажа. Как оказалось, всех их просили ВЕРНУТЬ полученную за шесть лет – с января 2014 года по декабрь 2019 года – компенсацию за капитальный ремонт. Для более детальных разборок их приглашали посетить специалистов соцзащиты, которые, мол, и объяснят, откуда появилась задолженность.
Разумеется, люди ринулись за ЖКХ-просвещением в одно из самых посещаемых в городе заведений – в службу соцзащиты населения. Однако после беседы со специалистами уходили не с прояснением сознания в результате получения новой информации, а в твёрдой уверенности, что здесь «что-то не так», что чиновники просто хотят отнять льготы, которые сами и начисляли. Как предположили многие, в этом деле не обошлось без махинаций. Потому что никто из данной категории льготополучателей знать не знал, что в течение указанного срока им кто-то компенсирует расходы за капремонт. Тем более, что с того самого января 2014 года строчка по капремонту в платёжках вообще не присутствовала!
Не знаю, как насчёт махинаций, но вот об элементарной некомпетентности можно говорить с уверенностью, потому что кроме безответственности и небрежности здесь присутствовало ещё и махровое неумение пользоваться законами. Глубинная суть возникшей путаницы уходит к самым истокам введения платы за капремонт.
Нередко в субъектах Федерации разрабатывают к вышедшим федеральным законам свои собственные дополнения. Так случилось и на этот раз. 25.12.2012 года в свет вышел Федеральный Закон № 271-РФ («О внесении изменений в Жилищный Кодекс Российской Федерации…») — о капитальном ремонте многоквартирных домов. В нём предусматривались компенсационные выплаты за капремонт одиноко проживающим гражданам: семидесятилетним – 50%, восьмидесятилетним – 100%. Год спустя, 26.12.2013 года, вышел кузбасский региональный закон № 141-ОЗ, который освободил одиноко проживающих жителей региона старше 70 лет от взносов.
В Кемеровской области Федеральный закон № 271-ФЗ о взимании взносов за капремонт вступил в силу в январе 2014 года. Его-то и начала исполнять служба социальной защиты населения, перечисляя на личные счета льготополучателей положенные им денежные компенсации. А коммунальщики стали ориентироваться на закон № 141-ОЗ. То есть строчка о взносах на капремонт в платёжках для этих людей отсутствовала. Шесть лет – с января 2014 по декабрь 2020 года – люди получали компенсации за расходы по капремонту, даже не зная об этом, поскольку взносы были мизерными.
Спохватились соцзащитники только в феврале, когда вступил в силу (с 1 января 2020 года) региональный закон № 108-ОЗ «О предоставлении компенсации расходов на капремонт…», и люди пошли к ним с квитанциями, чтобы получить компенсацию за расходы. Тогда-то соцзащитники в случайном разговоре и узнали, что деньги льготникам ранее перечислялись НЕЗАКОННО.
Вот эти средства сотрудники социальной защиты и пытаются сейчас вернуть в виде сформированных долгов, уменьшая суммы льготных начислений без вины виноватым до полного погашения ранее полученных денежных сумм. Что, конечно, сильно ударило людям по нервам, и они начали сомневаться в честности и порядочности сотрудников берёзовской соцзащиты.
Между прочим, получатели «незаконных компенсаций» считают, что если они и должны вернуть деньги, то, по закону, только за три последних года, а не за шесть лет. Сумеют ли чиновники убедить народ вернуть в полном объеме деньги, полученные по ошибке? Возможно, и убедят, но суть не только в этом. В областной газете «Кузбасс» от 30 января 2020 года были опубликованы материалы с заседания «Круглого стола», где речь шла о компенсациях на капремонт. На нём присутствовали представители ОНФ, Департамента соцзащиты населения Кузбасса, генеральный директор НО «Фонд капитального ремонта» Р. Р. Галимов. Там есть очень любопытная фраза одного из участников: «Выпадающие взносы на капремонт за кузбассовцев старше 70 лет фактически никто не компенсировал».
Как это понимать? Значит, нигде и никому в области не компенсировали эти целевые расходы, а в Берёзовском компенсировали, чтобы потом их отнять под рыдания бабушек? Ведь дело доходило до нервных срывов у пожилых людей, некоторых «Скорая помощь» увозила в больницу сразу после того, как им называли сумму долга. Неужели только в берёзовской службе соцзащиты работают одни неумехи, или это делалось… по чьему-то указанию? Как могло случиться, что целых шесть лет никто не замечал «ошибку», тянущуюся из года в год и обошедшуюся областному бюджету в миллионы рублей?
Как говаривал Иосиф Виссарионович Сталин, у каждой ошибки есть фамилия и должность. Узнаем ли мы эти «координаты»? И вообще, существует ли в области такой институт, который бы контролировал подобные соцзащите службы? Почему денежными выплатами на протяжении шести (!?) лет не заинтересовался ни один надзорный орган, в том числе и прокуратура?
Странный у нас какой-то город. Словно аномальная зона. То на 100% повышают коммуналку, а потом горожан уверяют, что это неправда. То вводят платежи за капитальный ремонт, которого по федеральному закону еще даже нет, то вдруг обнаруживаются проблемы с компенсациями по капремонту. Кто-то из сильных мира сего способен разобраться с данной «аномалкой» в сфере ЖКХ? Ясно пока лишь, что это не по плечу Берёзовскому горсовету, который штампует заготовленные в ведомствах решения, даже не вникая в их суть.
Валентина Цыбо