Федеральные средства массовой информации, ссылаясь на мнение вице-премьера РФ Александра Новака, которое тот оставил в личной авторской колонке журнала «Энергетическая политика», опубликовали прогноз по экспорту угля на 2024 год.
Высокопоставленный член правительства рисует для отрасли очень даже неплохие перспективы, полагая, что вывоз угля за рубеж составит около 220 миллионов тонн. При этом «ключевыми импортерами останутся Китай, Индия и Турция». Таким образом еще один крупный потребитель — Южная Корея — из списка основных импортеров исчез. На чем основан этот оптимизм, пока понять сложно. Особенно учитывая результат года прошлого, который в целом считается вполне приемлемым для тех условий, в которых находится сегодня РФ: по сравнению с 2022 годом экспорт по железной дороге снизился лишь на 0,8% и составил 196,4 млн тонн.
Более значительный объем падения в процентном отношении пришелся на морские порты, откуда, в основном, и отправляется уголь за рубеж – на 1,3% (180,4 млн тонн), зато на 4,7% выросли поставки через погранпереходы – около 16 млн тонн. Результат мог быть и еще более приемлемым, если бы не итоги декабря – в этот месяц падение по сравнению с аналогичным периодом 2022 года составило 3,4% (отправлено потребителям 16,4 млн тонн). 7,4 млн тонн угля импортировано в Китай, в Индию — 2,9 млн тонн, в ОАЭ — 2,5 млн тонн, в Турцию — 2,4 млн тонн, Япония и Южная Корея в совокупности получили около 1,1 млн тонн.
Показатели Кузбасса на этом общем фоне оказались не лучше. Экспорт, по данным регионального министерства угольной промышленности, сократился на 6,4 млн тонн — до 113,8 млн. Да и другие цифры свидетельствуют о наметившемся спаде: железнодорожным транспортом отгружено на 9,7 млн тонн по сравнению с годом 2022 (190,8 млн тонн), снизился и общий объем добытого сырья на 9,4 млн тонн (214,2 млн).
Тенденция вроде бы понятная, и она никак не соответствует оптимизму вице-премьера. Особенно, если учесть, с какими новыми вызовами придется столкнуться угольной отрасли страны в текущем году. Дело в том, что есть серьезное экспертное мнение (аналитиков из S&P Global), в основе которого лежит уверенность, что с китайского рынка российские компании из-за введения импортных пошлин будут постепенно вытесняться индонезийскими и австралийскими — с этими странами у Поднебесной заключены соглашения о свободной торговле. Уровень вводимых пошлин для РФ составит 3% — на коксующийся уголь, 6% — на энергетический. Такая же дополнительная нагрузка, ограничивающая возможности в конкурентной борьбе, ждет и бизнес-структуры из Монголии, Канады и США.
Но и это еще полбеды. Минфин России недавно озвучил планы по увеличению НДПИ для угольной отрасли. В ведомстве считают, что налоговая нагрузка в 2% остается для угольщиков непозволительно низкой по сравнению с другими отраслями. И было бы неплохо получить с предприятий около 150 млрд рублей по году (отталкиваясь от курса 90 рублей за доллар), чтобы покрыть выпадающие доходы в федеральном бюджете. Окончательное решение пока еще не принято, но оно уже вызвало массу комментариев в прессе.
Одни считают, что новые финансовые потери лишь подхлестнут угольные предприятия к увеличению производительности, другие – что это решение станет поводом для банкротства большого количества угольных компаний, однако большинство сходится во мнении, что отрасль спокойно переживет и эту нагрузку. Уж если смогли быстро перестроиться при закрытии западных рынков, то уж с родным правительство как-нибудь и договорятся в случае усиления негативной тенденции. Отнесем все же себя к числу пессимистов: терять миллиарды в родной стране и при этом сохранять конкурентоспособность на внешнем рынке, оставаясь в убытках на страже государственных интересов, — все это плохо вписывается в менталитет наших олигархов.
Правда, есть небольшие надежды на оживление внутреннего рынка. В частности, специалисты ждут усиления динамики в металлургической отрасли, а значит, может увеличиться потребность в коксующемся угле. Расчеты Минэкономразвития следующие: в 2023 году прирост производства составил 4,9%, ожидаемый в 2024-м — 3,9%. Как посчитали в правительстве Кузбасса, в прошлом году угольщики поставили металлургам страны 32,8 млн тонн сырья (+1 млн тонн к 2022 году), компенсировав тем самым некоторые экспортные потери. Но существенным грядущее увеличение назвать нельзя. К тому же, ожидается снижение потребности в энергетическом угле со стороны отдельных теплоэлектростанций и домохозяйств, которые переводятся на газ. Эти потери в сравнительном анализе зафиксированы уже по итогам прошлого года.
…Пока же ведется усиленная борьба за выделяемые квоты. Общий их объем, понятное дело, не увеличить, но вот как справедливо поделить между регионами? Наши соседи – Новосибирская область и Хакасия – в последнее время заметно активизировались в этом направлении. Причем, эта борьба за перспективу продаж за рубеж даже переходит в политическую плоскость. Главу Хакасии, коммуниста Валентина Коновалова уже открыто обвиняют в бесхребетности. Мол, именно из-за его пассивности на угольном рынке регион и влачит жалкое существование.
Кирилл Тихонов