Из памятных камней, заложенных в фундамент различных проектов, в Кузбассе давно уже можно построить внушительный Дворец несбывшихся обещаний. Теперь к ним добавился ещё один кирпич, предполагающий строительство завода по производству сжиженного газа — того самого метана из угольных пластов, который, по заверениям прежнего губернатора, уже много лет должен был двигать экскаваторы и самосвалы, заправлять легковые автомобили, гореть в котельных и мини-электростанциях. Должен был, но так в пластах и остается.    

И вот уже новый губернатор седлает того же самого пиар-конька, чтобы у публики создалось впечатление, что уж теперь-то дела не просто пойдут, а лихо поскачут. Завод, кстати сказать, планируют запустить менее чем через два года – в I квартале 2023 года.

Кто не забыл, напомним, что история добычи метана из угольных пластов была всерьез инициирована в начале «нулевых», когда федеральные и региональные СМИ то и дело публиковали статьи про то, как это здорово и выгодно добывать метан, и какой молодец тот, кто всё это придумал! Ну а сам молодец то и дело рисовал будущее газодобычи в самых радужных красках:  «В этом году (2011-ред.), по нашим расчетам, Кузбасс выйдет на 10 миллионов кубометров газа ежегодно. На Талдинской площадке пока действуют 8 скважин. Планируется, что к 2020 году в Кузбассе будет пробурено 1 200 скважин, а годовая добыча метана составит 4 млрд. кубов. Этот объем полностью закроет потребности промышленности и населения области».

«Ну и где те скважины? – спросим мы. – Кого согрели те 4 млрд кубов метана? Кто на них уехал и далеко ли? Как живёт и процветает новая отрасль экономики Кузбасса – метано-угольная, о которой чуть ли не каждый день трындел телевизор?». Впрочем, все эти вопросы — в пустоту. Прежние громкие планы публикой благополучно забыты, да, скажем честно, кузбассовцев они интересовали меньше всего, поэтому-то и канули в Лету.

И вот теперь упавшее из рук Амана Тулеева знамя газодобычи подхватывает Сергей Цивилев, который со свежими силами рисует новых планов громадьё! Теперь уже не только по сжижению метана, который, впрочем, так и не стали добывать в обещанных объемах, но и по производству оборудования для такой газодобычи.   

«С точки зрения экологии, добыча метана из угольных пластов и дальнейшее его сжижение позволит перевести карьерную технику и объекты ЖКХ на газ. За период подготовки к 300-летию Кузбасс закупил свыше тысячи новых автобусов, больше половины из них — на газомоторном топливе, и ваш газ позволит увеличить количество газовых заправок. Сейчас задача — стать лидерами в мире по добыче газа из угольных пластов, при этом используя свою, российскую технологию, при помощи оборудования кузбасского производства», — заявил Сергей Цивилёв.

Слышите уже знакомые строчки гимна про «стать лидерами в мире», «своя технология газодобычи», «оборудование кузбасского производства»?! Это для тех, кто ещё помнит прежние куплеты про «стать первыми за Уралом», «наш регион по праву должен быть мировым центром развития угольной отрасли, новых технологий, добычи, обогащения, машиностроения, углехимии» и т.д. и т.п. Достаточно взглянуть на каком оборудовании работают сегодня шахтеры на подземной добыче угля и на угольных разрезах, чтобы понять – нашему горному машиностроению до них, как… В общем очень далеко.

Смеем заметить, что не только Кузбасс, но также и Россия, а прежде неё СССР никогда не были мировыми центрами развития угледобычи, а равно не производили оборудования для добычи природного газа, а уж метана из угольных пластов — и подавно. «Газпром» тоже пользовался и пользуется до сих пор трубами, газодобывающим, газоперекачивающим оборудованием, поставляемым из Германии, Италии, Франции, Австрии, Великобритании и Нидерландов, не говоря уже про буровые установки, где моду диктуют компании из США, Японии и… Сингапура. Ни одно машиностроительное предприятие из Кузбасса рядом с ними даже не стояло. 

Скорее всего, и завод по сжижению газа проектируется отнюдь не на российском оборудовании, а на оборудовании зарубежных компаний: по данным Минпромторга, в настоящее время доля импортного оборудования для производства сжиженного природного газа в России составляет порядка 68 процентов. А что именно производится в Кузбассе для добычи метана, Сергей Евгеньевич так и не сказал, а нам, само собой, никак не догадаться.

Сергей Борисов

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Если бы Кузбасс,не дай Бог,входил в состав Китая, то по заведенной там традиции, мы возможно и добились бы поставленных целей, но у вы, нет у нас способностей ворованые идеи и технологии воплощать в действительность да еще и при том, что за их воплащение «берется» новый губернатор, а это значит…., т.к. заводов готовых производить кузбасское оборудывание по добыче и обслуживанию газовых скважин в области нет. Мечтать не вредно — вредно мечны выдовать за действительность.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here