Минувшая неделя в Кузбассе не была отмечена громкими событиями, что не может не радовать, ибо с хорошими новостями наш регион в последние годы не попадает в российский информационный топ. Тем не менее, кое-что из прошедшего стоит прокомментировать, поскольку некоторые события можно сравнить с дорожными знаками, которые дают возможность участникам движения иметь представление о ближайших перспективах.
Многие уже успели порадоваться объявлению о возвращении тепличного периода ипотечных ставок до 7%, которые были обозначены Владимиром Путиным. Но в Кузбассе пошли дальше и объявили о начале приема заявок на льготную ипотеку под 5,3%! Правда не для всех, а только для покупателей квартир в строящихся объектах Фонда РЖС (развития жилищного строительства). При этом ставки по «льготной ипотеке» для других категорий заемщиков тоже остаются сравнительно низкими — 6,5%, и 6,3% — для сотрудников медицинских организаций.
Если учесть, что с весны 2020 года цена квадратного метра в новостройках Кемеровской области выросла примерно в два раза, то «льготная ипотека» сравнима разве что с мышеловкой, где сыр очень даже не бесплатный. Смотрим, например, на стоимость квартир фонда РЖС в кемеровских многоквартирных «человейниках»: однокомнатная в Заводском районе – 2 340 тысяч рублей и двухкомнатная – 4 390 тысяч рублей. Площадь квартир объявляется от 25 м² до 62 м². То есть, в однокомнатной – 93 600 рублей за квадрат!? Много ли у нас осталось народа, располагающего зарплатами, способными посягнуть на такую «льготную» ипотеку?
Добавим к этому, что аналитики сектора недвижимости предрекают начало обвала цен на жилье уже в этом году. Говорят, чаще всего о столице, однако понятно, что если там начнётся, то у нас непременно продолжится. Так что тем, кого жилищная проблема не приперла к стенке, можно подождать, поскольку вслед за новостройками на рынок начнут выходить те, кто набрал жилья впрок с надеждой преумножить вложенное. Как только цены упадут на психологические 20% — продавать будут все.

Не сходит с повестки дня и продовольственная проблема Кузбасса, связанная с ростом цен на продукты. Многие убеждены, что именно такой путь поможет справиться с растущей инфляцией. Подчеркивает его верность и губернатор, всё чаще напирающий на самообеспечение. На прошлой неделе, например, было объявлено, что в Топках построят новый тепличный комплекс по производству овощей, что повысит самообеспеченность региона до 54% (сейчас 45%).
Помимо овощей региональная власть напирает на обеспеченность молочной продукцией. В конце недели было заявлено, что к 2025 году в Кемеровской области построят новый животноводческий комплекс. Инвестор вложит в стройку миллиард рублей. Комплекс будет рассчитан на 2 000 голов и будет выпускать по сорок тонн молока в сутки. Не в шутку, а всерьез объявлено: перед региональными животноводами поставили задачу о выходе на 100-процентную самодостаточность в молоке… к 2035 году!
Интересно, кто из ныне здравствующих чиновников сможет отчитаться о выполнении этой задачи? Напомним, речь идет не о полете на Марс или наделении каждой семьи бесплатным жильём, а всего лишь о молоке. Следует напомнить, кстати, что печально известная Продовольственная программа, объявленная на закате СССР, решала те же проблемы с дефицитом продуктов и была провалена. Похоже, что нынешняя власть едет по той же глубокой колее.
Справедливости ради отметим, что в нынешнем подходе все-таки есть заметная разница: сейчас дефицита продуктов нет, никто с утра не стоит в очередях за молоком или капустой, проблема в их цене, поэтому тепличные овощи (огурцы, помидоры), творог и йогурты с сыром можно купить круглый год, но вот доходы большей части населения не позволяют это делать регулярно. Самообеспечиться в Сибири можно и бананами, построив теплицы с соответствующим микроклиматом, однако цена таких плодов будет сравнима по цене со слитком золота. Напомним, как одна из участниц «прямых линий» с Путиным посетовала как-то, что цена заморского банана оказалась в России дешевле цены местного картофеля. С тех пор картофель не подешевел, зато бананы сильно подорожали. Перекос цен был исправлен, чтобы людям не бросалась в глаза «эффективность» российских управленцев.
То же самое можно сказать и о самообеспеченности молоком. Может ли это быть целью для сугубо угольного региона? Рядом с нами – Алтайский край, Новосибирская область, которые способны решить «молочную проблему» Кузбасса не через десятилетие, а хоть завтра, с помощью льготного налогообложения, доступных банковских кредитов и удешевлении транспортных расходов. Однако мы не ищем легких и проторенных путей решения проблемы. Для нас, судя по всему, важно громко объявить о солидных инвестициях и новых стройках.
Именно на них сейчас и сосредоточено внимание областного правительства, поскольку личный рейтинг и значимость выгоднее смотрятся на фоне громадных спортивных объектов и позолоты зрительных залов, нежели рядом с деревенским коровником.
Александр Сусоев