Не успели мы пару дней назад спросить, как же реализуется программа «Чистый уголь – зеленый Кузбасс», как почти сразу же получили ответ регионального правительства, размещенный на официальном сайте. Не тешим себя мыслью, что нас там читают — просто совпало. Но важно не это, а суть сообщения, которую можно отнести к самым буйным фантазиям чиновничьей мысли. Фантазиям, за которые почему-то становится неловко, хотя к их появлению не имеешь никакого отношения.

Речь идет о том, что ученые КузГТУ в рамках реализации упомянутой выше программы разрабатывают конструкцию и совершенствуют систему управления роботизированным карьерным самосвалом грузоподъемностью 220 тонн. Он будет оснащен экологичным двигателем и отличаться от других надежной работой основных систем. Проект реализуется совместно учеными ПАО «КАМАЗ», МГТУ им. Н.Э. Баумана и индустриальными партнерами. К промышленным испытаниям опытных образцов беспилотных карьерных самосвалов планируется приступить на разрезе в Кузбассе в конце 2022 – начале 2023 года.

Разумеется, «КАМАЗ» — предприятие большое и известное, но не припоминается, чтобы из его цехов выкатывались монстры, способные вывезти даже 50 тонн, не то что 220. И, полагаем, что даже очень умные ученые МГТУ не сильно помогут заводским конструкторам так резко нарастить грузоподъемность. И хотя для большинства обычных людей такая разница не очень-то и важна, но всё-таки освоить выпуск действующего 220-тонника, да ещё оснастить его соответствующими цифровыми технологиями управления – задача просто невыполнимая! Ни до конца текущего года, ни через десятилетие. Наверняка, любой уважающий себя инженер-конструктор понимает это без лишних доказательств.

И, да! Хотелось бы ещё спросить, а кто это у нас в России разработал и, судя по всему, уже приступил к производству такого мощного двигателя? Заметим, что из-за санкций даже «БЕЛАЗ», наиболее нам близкий и дружественный, был вынужден срочно искать замену основным агрегатам, представленным американской компанией Cummins и германской MTU. Весной мелькнуло сообщение, что уже подписана дорожная карта по применению в карьерных самосвалах двигателей УДМЗ (Уральский дизель-моторный завод). Затем упоминания об этих планах не получили информационного продолжения. Но может кто-то уже видел в Кузбассе «БЕЛАЗ» с уральским двигателем? Полагаем, что нет, потому как кроме двигателя карьерному самосвалу необходимы сотни важных комплектующих. И какая западная компания-самоубийца собралась их нам продать, чтобы угольные разрезы Кузбасса работали без передышки? В общем, даже малому дитю сегодня понятно, что такие фантазии просто не реализуемы. Никак. Даже в очень отдаленной перспективе. Тем не менее, о них с большой помпой сообщают.

Справедливости ради заметим — не только наши чиновники так щедры на фантазии. Вот мэр Москвы Сергей Собянин отметился недавно проектом по выпуску легкового автомобиля «Москвич» взамен импортных. Его слова тут же подхватили десятки СМИ, но быстро охладели к теме, когда понимающие в автомобилестроении люди разъяснили: даже такую простую вроде бы машину в России сегодня произвести не под силу. Кстати, ещё раньше Собянина, ещё за 4 года до санкций в отечественной прессе тоже вовсю звонили в колокола о том, как в концерне «Калашников» решил создать суперэлектрокар на базе ретрокузова автомобиля Иж-21252 «Комби», который может затмить электромобили Tesla. Вот так и писали – ЗАТМИТЬ! В компании заявили, что новая разработка позволит «встать в один ряд с мировыми производителями электрокаров и составить им конкуренцию».

Так вот, автомобиль Tesla мы всё чаще видим, в том числе и у нас в Кузбассе, а вот куда затерялся его грозный отечественный конкурент, никому не известно. На всякий случай разместим его фото, чтобы даже ребенку стало ясно, до чего этот электрокар из Ижевска грозен! Кто увидит это чудо на наших улицах – сообщите!

Со своей стороны добавим, что с нетерпением ожидаем запуска на орбиту первого кузбасского наноспутника «Кузбасс-300», который, по недавним сообщениям, «создан сотрудниками и студентами КузГТУ при поддержке Фонда содействия инноваций». Спутник должен улететь с Байконура 9 августа. Он не такой тяжелый как самосвал – всего 4 кило, но унесет ввысь послания юных победительниц конкурсов «Поздравь Кузбасс с орбиты», а также кусок кузбасского угля. Так что ждем очередных помпезных сообщений об успехах и семимильных шагах Кузбасса по импортозамещению.

Александр Сусоев

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here