На конференции

Вероятно, многие ещё помнят, что месяц назад в Кузбассе проходила научная конференция о развитии производительных сил Кузбасса. Публике её подавали как нечто эпохальное, как этакий интеллектуальный прорыв в будущее, как связующий мост между советской эпохой и современностью, как мозговой штурм, способный дать энергию развития не одному только угольному региону, а Сибири и Дальнему Востоку! И — чего уж там — всей России-матушке!

За много дней до начала конференции на страничке в ТГ губернатора был даже открыт обратный временной отсчет: «До начала конференции осталось… дней». И вот месяц спустя никто не ведет никаких временных отсчетов, нигде не слышно о первых реальных свершениях в экономике — ну, хотя бы малюсеньких. Ведь большое начинается как раз с малого. И даже от камешка, брошенного в тихий пруд, какое-то время можно наблюдать хотя бы круги, а тут и кругов не видно. Просто космическая тишина, как будто не было ничего.

Напомним, что на одной из многочисленных секций той конференции разговор шел о перспективах угольной отрасли, в которой с 2019 года неуклонно снижается добыча. По сути, на ней, а если быть более точными – на экспорте угля, весь Кузбасс и держится. В конце минувшей недели Минугля опубликовало данные за об итогах работы отрасли за январь-ноябрь текущего года. Они весьма и весьма скромны, если говорить мягко: с начала года в Кузбассе добыто 195,9 млн тонн угля, тогда как ещё год назад аналогичный результат составлял 201,8 млн тонн. Отгрузка в железнодорожные вагоны снизилась на 7,6 млн тонн, при этом экспорт «минуснул» на 5,8 млн тонн. На угольных складах предприятий «мертвым грузом» остается около 22 миллионов тонн топлива. Они не только никуда не едут, но с каждым днем теряют качество и дорожают, ибо требуют постоянной работы техники для своего сохранения.

Остатки на складах

В связи с этим у «Волости» несколько месяцев назад возникло даже «веселое» предложение: просто раздать хотя бы малую часть этого угля по более низким расценкам населению – всё равно ведь пропадает, окисляется, а народ в этом году из разных мест опять жаловался на отсутствие топлива для своих печек. Разумеется, мы не ждали никакой реакции на это дерзкое предложение. Ибо хорошо знаем, что наши угольные миллиардеры быстрее удавятся, чем кому-то дадут хоть рубль. Кстати, полагаем, что многочисленные санкции их-таки удавят окончательно, и уголь в огромных пирамидах долго ещё будет свидетельствовать о великой жадности тех, кому многое было дано, и с кого многое спросится. В общем, проверку на истинное, а не митинговое «сплочение» с народом, угольные элиты не прошли.

Каковы же причины спада экспорта и его перспективы? О них на упомянутой выше конференции как раз и говорил губернатор Сергей Цивилев:

«Не строился Восточный полигон. Всячески делали так, чтобы уголь нельзя было вывезти. Не исполняются никакие поручения президента по вывозу угля по Восточному полигону. Мы не едем и на запад. При этом нас обвиняют, что за счет угля – именно Кузбасса – мы заблокировали всё движение по Восточному полигону. На самом деле, за последние 7 лет на Восточный полигон мы не везем ни на одну тонну угля больше! А в прошлом году мы даже на 5 млн тонн свалились вниз.

На этот год мной и РЖД было подписано соглашение о вывозе угля на те же самые 53 млн тонн. Но они говорили, что давайте поставим 55, а 53 гарантированно. Дай бог, чтобы они 53 млн тонн вывезли в этом году… Ни о каких 55 и речи не идет. На следующий год они вообще с нами отказались подписывать соглашение, а потом сказали – на 40 млн и всё. Я вынужден был обратиться за поддержкой к Президенту РФ В.В. Путину. После этого появилось предложение – 47 млн тонн на следующий год. А мы выставили условие: на следующий год сделать целью 55 млн и вывезти сверх того ещё 5 млн, которые в прошлом году провалили».

Отметим, это губернаторское выступление на секции угольной промышленности лишний раз подтвердило пустоту всех предыдущих подобных конференций, рабочих столов и договоренностей. Образ какого-то иного, не угольного будущего в Кузбассе так и не обозначен. Нельзя же считать таковым развитие горнолыжного Шерегеша, создание многочисленных ТОРов или слова академика РАН Сергея Алексеенко о том, что в XXI веке уголь останется одним из основных источников энергии в мире, а значит у Кузбасса – фантастические перспективы.

Впрочем, насчет производства всяких фантазий нашим государевым людям ума не занимать. Тут мы, действительно, впереди планеты всей!

Александр Сусоев

2 КОММЕНТАРИИ

  1. Цитата: «Отметим, это губернаторское выступление на секции угольной промышленности лишний раз подтвердило пустоту всех предыдущих подобных конференций, рабочих столов и договоренностей. Образ какого-то иного, не угольного будущего в Кузбассе так и не обозначен. Нельзя же считать таковым развитие горнолыжного Шерегеша, создание многочисленных ТОРов…» Этим всё сказано!

  2. Что-то о В.В.Путине часто заговорил местный князь, правда больше всего печётся о своих «угольных патрончиках», которые усадили его в кресло главы региона в далёком 2018 году, по-майдановски, на горячую руку. Надо же отплачивать и поднимать благосостояние своей «крыше» под видом обшей заботы о государстве и населении. Зачем гнать сейчас излишки — угольный порожняк — на гора, чтобы он выветривался на поверхности. Сколько надо, столько и достанем из-за крамов природных недр. Так будет по государственному планово и не надо рвать трудовые жилы. А валить вину на других — это уже последнее желание жалобщика сидящего сразу на двух стульях. Неужели не видно?

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here