8 июля 2020 года в нашем интернет-издании появилась публикация под заголовком «Как и для кого работают сегодня журналисты в официальных СМИ». В частности, в материале речь шла о предстоящем сносе недостроенного спортивного комплекса в г. Берёзовский. Продолжаем разговор.

Данная информация была опубликована и в социальных сетях, посему стала предметом горячего обсуждения жителями города. Никто не мог понять, по какой причине целых десять лет остаётся в забвении почти построенное монументальное здание стадиона, и непонятно, будет ли оно достроено?

Этот вопрос, наконец, заинтересовал и городскую прокуратуру. В июле-августе «государево око» провело проверку соблюдения законодательства РФ при проектировании, строительстве и сносе «бородатого» долгостроя.

Итоги проверки не только впечатляют. Они обескураживают: грубые нарушения были допущены ещё при проектировании объекта! А это значит, что документация готовилась весьма и весьма своеобразными проектировщиками. Возможно, не имеющими соответствующей квалификации. Или же они подошли к делу спустя рукава. Как результат – довольно существенный брак обнаружился на всех стадиях строительства.

В том числе и на начальном этапе. В нарушение СанПиН 2.2.1/2.1.1 даже расстояние от трибун на стадионе до ближайших домов оказалось непроектным — менее чем в трёхстах метрах от жилья, что недопустимо.

Выявлены и другие проектные нарушения, которые практически неустранимы: несоответствие высоты помещений второго и третьего этажей. Для их устранения требуется полный демонтаж кровли, металлических конструкций крыши и потолка, стен третьего этажа, перекрытий и проёмов, перекрытий второго этажа, лестничных маршей и площадок, причём с одновременным наращиванием стен и металлических колонн. То есть, чтобы ввести в строй объект, необходима полная его реконструкция, стоимость которой оценена в 1 млрд.107 млн рублей.

Почему городская администрация дала разрешение на строительство злополучного объекта в нарушение требований ст. 51 Градостроительного Кодекса РФ (ГрК) без заключения соответствующей экспертизы, история умалчивает. Только подобная градостроительная практика свидетельствует о мутной подоплёке дела, в котором оказался замешан очередной мэр-варяг (тогда им был С. Ф. Чернов).

Трудно поверить, что все проектные недоработки в процессе строительства остались незамеченными исполнителями работ – прорабами, мастерами, начальниками подрядных организаций. В том числе и ведущим муниципальным градостроителем – главным архитектором А. А. Куприяновым, много лет возглавляющим архитектурный отдел. Возможно, обнаружить проектные недоработки что-то мешало?

Слепота местных власть имущих привела к печальным последствиям – к принятию в сентябре 2010 года решения о консервации объекта под названием «Городской стадион». Но и оно фактически не выполнено. При консервации объект должен быть полностью изолирован от атмосферных осадков, но был открыт всем ветрам в нарушение законодательных требований все последующие годы.

В результате десятилетнего попустительства местных властей (в том числе и так называемых «народных избранников») произошла деформация несущих стен и конструкций. Из-за чего по заключению строительно-технической экспертизы продолжение строительства стадиона было признано невозможным. 03.07. 2020 г., и городская администрация приняла решение о сносе объекта.

В десятилетней эпопее градостроительства отметилась и нынешний мэр – С. А. Щегербаева. Под её чутким руководством был разработан проект по сносу объекта, но вместо «как лучше» получилось «как всегда». В нарушение ч. 2 статьи 55.30 ГрК РФ документ готовил специалист муниципального предприятия, сведений о котором нет в национальном реестре в области архитектурно-строительного проектирования. Поскольку снос незавершенного строительства по данному проекту противоречит требованиям современного градостроительного законодательства, он признан, как говорят юристы, ничтожным.

То есть, оказался технически неприемлемым. В связи с чем нынешним летом по настоянию прокуратуры отправлен на доработку специалистам с соответствующими полномочиями. Ими внесены в проект ликвидации необходимые изменения, без которых дальнейший снос невозможен.

Но когда именно начнётся полномасштабная ликвидация намозолившего глаза всему городу объекта, пока остаётся открытым. Прокуратура запрещает продолжение этих работ, которые вело некое ООО «Кузбасс Автотранс Уголь» с 6 июля 2020 года по муниципальному (и безграмотному) проекту.

Между тем вскрылась и ещё одно руководящее «творчество» градоначальника. Договор на производство этих работ с вышеназванным ООО заключен в обход положений Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Почему?

Потому что, как утверждает первый заместитель главы города К. С. Безумов, с данным предприятием заключено соглашение о проведении работ по сносу в рамках социально-экономического сотрудничества, на безвозмездной основе.

Неубедительно. Словосочетание о «безвозмездной основе» сегодня звучит для нашего уха непривычно, если не сказать — странно. Трудно поверить, что кто-то в рыночных жестких условиях и при тотальном безденежье станет этакими «юным тимуровцем», готовым бескорыстно помочь в таком сложном процессе, как ликвидация объекта путём его разрушения.

Невольно приходит мысль, что это соглашение могло быть инициировано по чьей-то просьбе «сверху» – коррупцию пока ещё никто не отменял. Да и выбор доброго то ли тимуровца, то ли «самаритянина», очень непонятен. Потому что основная деятельность данного ООО – перевозки угля (так сообщает интернет-сайт), а головной офис расположен в Новосибирске.

Спонтанно напрашивается нелицеприятный вывод: утверждения властей о том, что генеральных подрядчиков на выполнение объемных работ определяют на конкурсной основе – почти как фантастика. И пример тому – город Берёзовский, конкретно – строительство спортивного комплекса.

Было смешно, когда в городской газете появилось объявление о конкурсе, в то время как там уже вовсю заколачивали сваи. Значит, заказ получили без всякого конкурса очень нужные люди? А объявление дано чисто формально, для отчёта.

Так что, если говорят о выигранном тендере на конкурсной основе, этому можно и не верить. Подобные «тендеры» стали правилом. Может ли быть из этого правила исключением так называемый «Городской стадион»? Сомнительно.

Тем более что объект был дорогостоящий, и денег было немало. Их выделила областная администрация в 2009 году к областному Дню шахтёра, который проводился в Берёзовском. Есть предположение, что появилась возможность откусить от пирога.

Но «освоив» эту «манну небесную», вся чиновничья рать на десятилетие забыла, что в Берёзовском есть недостроенный объект, и его нужно и курировать, и материально поддерживать. Ни того, ни другого город не дождался, объект приказал долго жить, огромные средства вылетели в «трубу». Или все же в чей-то карман?

А вот где было всё это время то самое «государево око», которое обязано знать всё, что делается незаконного на подведомственной ему территории, большой вопрос. Почему объект законсервирован ещё в 2010 году, но в главной надзорной инстанции за десятилетие не возникло подозрения, что что-то не то происходит в датском королевстве? Неужели ждали, когда пройдёт срок давности, и некого будет привлекать к ответственности за головотяпство? Словом, мутная какая-то история, как в «Зимней вишне».

Валентина Цыбо

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here