Жилищно-коммунальную отрасль города Берёзовского в очередной раз трясёт. Грядёт очередной передел, саданувший как обухом по голове собственников жилья, которых обслуживает Муниципальная управляющая компания (МУК). Городская администрация приняла решение ликвидировать данное предприятие (МУП) по той же причине, по которой ликвидируются сейчас и многие другие – в виду банкротства.

Как оказалось, МУП МУК (такое вот занимательное сочетание аббревиатур, ставших единой) задолжало поставщикам ресурсов около 11 миллионов рублей. В основном долги скопились за последние пять лет, когда данную компанию возглавляла Л. Н. Степанова. В октябре прошлого года её контракт закончился, директриса уволилась, и муниципалитет стал подыскивать ей замену. Но когда новый кандидат на должность углубился в документацию, шок поразил всю городскую администрацию — обнаружилась многомиллионная недостача целевых коммунальных платежей.

В городской администрации, включая главу города Светлану Щегербаеву, в первую очередь, считали, что МУК – вполне успешное жилищно-коммунальное получастно-муниципальное предприятие (впрочем, Степанова пользовалась абсолютным доверием и прежнего градоначальника — Титова). Там, похоже, забыли народную мудрость «доверяя, проверяй». Все жалобы на плохую работу МУК и множественные нарушения ЖК РФ, допускаемые Степановой, глава города категорически игнорировала, считая их наветами на работящего и расторопного директора, который, как показала жизнь, лишь талантливо занимался показухой. За пять лет работы в должности директора МУК Людмила Николаевна ни разу не отчиталась перед собственниками жилья о текущей финансово-экономической деятельности, не провела ни одного собрания, где жители могли бы озвучить свои предложения и пожелания. И вообще появлялась на «своих» домах только в случае ЧП.

А они происходили! Однажды жители дома № 58 по пр. Ленина устроили чуть ли не митинг, на котором обвинили директора в бездействии и неправильном использовании денежных средств. Но городская администрация проигнорировала инцидент, продолжая тем самым поощрять руководителя. Весной 2019 года один из собственников жилья, опираясь на конкретные факты,  обратился с жалобой на грубые нарушения статей ЖК РФ в городскую и областную прокуратуру, к главе города, но все заявления всеми без исключения инстанциями были вновь проигнорированы.

Безнаказанность принесла свои плоды. Нового директора МУК Е. В. Лобова (кстати, опытный коммунальщик – одно время был представителем областной Госжилинспекции в  Берёзовском) с трудом уговорили принять освободившуюся должность. Ему не улыбалось копаться в документальном «наследстве» прежнего директора, где сам чёрт ногу сломит. Он и обнаружил не только грубые финансовые нарушения, но и неимоверную хозяйственную запущенность жилья. Пришлось работать в авральном режиме, постоянно думая, какие еще «сюрпризы» всплывут при дальнейшем знакомстве с деятельностью МУК. Впрочем, один из таких «сюрпризов» – поддельные протоколы с несостоявшихся собраний собственников жилья – сразу после увольнения Л. Н. Степановой обнаружил первый заместитель главы города по ЖКХ К. С. Безумов. А затем последовали и другие: собираемость платежей не превышает 80-85 процентов. Некоторые собственники помещений задолжали по 500-600 тысяч рублей!

Но в МУК потерялись не только коммунальные платежи! Судя по документам, как с «белых яблонь дым» испарились и строительные материалы, закупленные в огромных количествах энергичным руководителем. Например, обнаружены накладные на покупку партии стройматериалов на сумму 800 тысяч рублей, а где их использовали, никто даже из подчинённых не знает. И никаких тебе отчётов — думай, что хочешь. То ли забрала для своего строящегося дома, то ли кого-то облагодетельствовала, то ли просто забыла отчитаться в силу профнепригодности. Увы, но только сейчас её некомпетентность не вызывает сомнений, хотя…

Директором МУК Людмила Николаевна стала совершенно случайно. Когда прежний глава города Д. А. Титов снял за финансовое нарушение прежнего директора и искал ему замену, на совещании председателей советов домов Людмила Николаевна предложила себя. Ввиду отсутствия другой кандидатуры Дмитрий Александрович согласился на эксперимент. Он надеялся, что работа Муниципальной управляющей компании будет прозрачной, потому что с сотрудника городской администрации легче спросить, чем с частных компаний. Но на поверку оказалось, что МУК – это та же чёрная дыра, где денежные средства пропадают в неизвестном направлении, как и в частных компаниях.

Где искать пропавшие миллионы, чтобы расплатиться за потреблённые энергоресурсы, в городской администрации не знают. Похоже, их никто и не ищет, в том числе и правоохранительные органы. Зато их ищет Северо-Кузбасская энергетическая компания (СКЭК): она требует от дирекции Муниципальной управляющей компании вернуть все долги за использованные ресурсы. Естественно, безуспешно. В результате, неделю назад СКЭК удалось добиться ареста всех счетов МУК, остановив работы по подготовке жилья к зиме.

С помощью муниципалитета новому директору Е. В. Лобову удалось заключить соглашение со СКЭК о рассрочке долгов, после чего счета разблокировали. Долг нужно будет выплатить до 2025 года. Но очень сомнительно, что МУК получит за четыре года 11 миллионов дополнительной прибыли, чтобы рассчитаться с долгами, оставшимися от прежнего директора, ускользающего от ответственности по непонятной причине.

Впрочем, этим вопросом жители домов, которые обслуживала муниципальная компания, не особенно заморачиваются. Перед ними стоит вопрос о выборе другой управляющей компании, поскольку МУП МУК ликвидируется. Городская администрация предложила свой вариант замены — зарегистрированная в Кемерове УК «Лидер-Энергия».  Вопрос на засыпку: почему администрация Берёзовского городского округа настойчиво рекомендует именно кемеровчан, хотя в городе наберется с десяток своих управляющих компаний? Не продиктовано ли это коррупционной составляющей (личное оценочное суждение)?

Остаётся отметить ещё одну оплошность городской администрации, которая тоже повлияла на итоги работы МУК. Тридцать лет назад первый постперестроечный глава города принял в муниципальную собственность всё ведомственное жильё без финансового подкрепления — и от дорожников, и от железнодорожников, и от ряда других организаций, за которыми не было никакого присмотра все последующие тридцать лет. Их содержание обходилось муниципальной компании в копеечку, а жители этих посёлков и являются самыми большими должниками. Там, впрочем, свои неурядицы – это тема отдельного разговора. Теперь же, ликвидируя муниципальную службу ЖКХ, город оставляет жителей этих своеобразных анклавов один на один с их неразрешимыми проблемами и разрушающимся жильём.

Сколько же ещё будет длиться жилищно-коммунальная реформа в отдельно взятом Берёзовском? Сколько всех нас будет потряхивать из-за некомпетентности, разгильдяйства, халатности и нежелания работать облеченных властью людей? Или, может, это не перечисленные выше качества, а что-то другое и гораздо хуже?

Валентина Цыбо

Фото: пресс-служба Березовского городского округа

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here