На днях глава Берёзовского городского округа Светлана Щегербаева в формате видеоконференции информировала губернатора Кемеровской области Сергея Цивилёва о развитии муниципалитета. Оказывается, у нас всё тип-топ, и за три года под её непосредственным руководством «жить стало лучше, жить стало веселей». Сразу видно, что Светлана Александровна не местный житель, и не знает историю города, которым руководит.
Чем старше населённый пункт (город, посёлок, село), тем комфортнее и уютнее он становится для проживания. Благоустраиваются дворовые территории и места массового отдыха, модернизируются старые здания, в том числе и жилые, появляются новые учреждения социально-бытового и культурного назначения, отвечающие современным требованиям градостроительства.
Так должно быть. Но мало кто из жителей Берёзовского, несмотря на некоторые позитивные изменения, назовёт свой город сегодня уютным, удобным и комфортным. Он превратился в спальный район областного центра, развивающийся по остаточному принципу. Область планомерно, как пиявка, высасывает соки из этого шахтёрского городка. Местная инфраструктура сужается, как шагреневая кожа, вызывая у горожан чувство разочарования и раздражения местной и областной властью. Город дышит на ладан, лишаясь не только объектов социально-бытового и культурного назначения.
Чуть больше десяти лет назад в Берёзовском было более-менее нормальное здравоохранение. Приказало долго жить. Для рядового населения оно стало недоступно. Смертность зашкаливает. Только с начала текущего года по сегодняшний день в мир иной ушло более 600 человек (численность города в последнее время значительно сократилась и составляет уже менее 45 тысяч). Два человека в день!
Пациентов нечем лечить, нечем кормить. Люди боятся попасть на больничную койку – недолго покинуть палату ногами вперёд. Ковидные больные нередко без адекватной помощи умирают. По причине нехватки врачей, особенно узких специальностей, народ идёт в частные клиники. То тесть, медицина практически стала платной. Умирающих становится так много, что среди похоронных агентств началась конкуренция за право получить мёртвое тело из морга.
Из-за открытия в Кемерове огромного перинатального центра, который забабахали без учёта количества населения, закрыт местный роддом – чтобы рожениц везли туда. Помещения детской и взрослых поликлиник давно не отвечают санитарным нормам — нуждаются в ремонтах. В некоторых из них по стенам бегают тараканы…
Ещё весной 2019 года при вступлении в должность Светлана Щегербаева обещала исправить ситуацию с медицинскими кадрами, но дальше обещаний дело не двинулось. До сих пор обещает. Ну, не едут в умирающий город врачи, не хотят работать за бюджетные копейки. По этой же причине, как пишут в интернете жители пос. Барзас (входит в городской округ), у них пустует новое здание врачебной амбулатории.
Население Берёзовского нынче приучают к передвижным поликлиникам («Поезда здоровья»). Сюда время от времени наезжают областные медики, в том числе врачи узких специальностей. Люди часами стоят на улице в ожидании приёма. Выходит, наш шахтёрский городок заслужил только «поезда здоровья»?
Вспоминаются времена Советской власти. Тогда тоже были такие же выезды. Врачей отправляли в глухие места, куда, как поётся в песне, «только самолётом можно долететь». И вот это позорное явление преподносится сегодня как достижение кузбасской медицины! (Напомним, что расстояние от Кемерова до Берёзовского — 50 км, и рядом с городом проходит федеральная трасса на Красноярск, если вдруг кто-то подумает, что в Берёзовский дороги нет).
Что-то непонятное происходит и с культурой. Несколько недель назад ЦБС (Центральная библиотечная система) Берёзовского пережила вслед за здравоохранением очередную оптимизацию: была ликвидирована библиотека, существовавшая не один десяток лет в одном из густонаселённых кварталов города, где много общежитий, – в пос. Октябрьский. Причина банальная — на его содержание нет средств. Как говорят библиотекари, количество читателей в данном филиале не соответствовало нормативному. Вроде бы сделано по закону, а осадочек остался: погас очажок культуры.
Просто кто-то решил, что при тотальной цифровизации народу не нужна данная библиотека. А читатели, мол, обойдутся. Привыкнут, как привыкли в своё время жители поселка шахты «Южная»: здесь библиотека была ликвидирована много раньше – в связи с плохим состоянием помещения. Другого, как нетрудно догадаться, не нашлось до сих пор. Южане чувствуют себя обделёнными, ведь в своё время эта библиотека считалась в городе одной из лучших.
Да, культура чтения уходит в небытие. Мы стали забывать, что книга – это источник знаний. Старшему поколению об этом было известно с первого класса, а сейчас этот живой источник знаний старательно оптимизируют. В основном из-за нехватки средств, забывая, что, не читая книг, человек никогда не научится грамотно выражать свои мысли.
В том же посёлке шахты «Южная» давным-давно закрыт клуб. И тоже ввиду аварийного состояния. Никого не беспокоит, что молодёжи негде проводить свой досуг. А ветеранам труда, отдавшим много лет закрывшейся шахте, остаётся только тосковать по живым встречам с теми, с кем когда-то трудились на одном предприятии. Кстати, с десяток лет назад, а то и поболее, такая же участь постигла ещё одно городское культурное учреждение – в пос. Октябрьский закрылся кинотеатр «Труд».
Областные власти вкупе с местными назначенцами медленно и целенаправленно превращают Берёзовский в пустеющую резервацию, разрушая городскую социально-бытовую и культурную инфраструктуру. Многие учреждения, нужные городу, просто ликвидируют либо куда-то переводят. Иногда обманным путём, как это несколько лет назад произошло с Берёзовским хлебокомбинатом (ХК). Закрыли. Взамен областное руководство обещало открыть на бывшем ХК макаронную фабрику. И действительно — открыли, но через год-два закрыли. Около двухсот горожан – специалистов своего дела — осталось без работы.
Оптимизация коснулась и ряда других учреждений, которые стали не нужны областному руководству, хотя в городе они были востребованы. Нет теперь Узла связи с его хорошо налаженной справочной службой (09). То есть, ещё несколько десятков человек лишились работы, которую в выморочном городе днём с огнём надо искать. А ещё приказали долго жить Завод крупнопанельного домостроения (ЗКПД), шахта «Южная», шахта «Бирюлинская»…
И Санэпидстанции в городе тоже нет. Как-то в редакцию местной городской газеты «МГ» принесли торт с червями, но разбираться было некому. Бывшие сотрудники станции сказали, что СЭС сейчас находится в Кемерове — обращайтесь, мол, туда. Ага, разбежались, вечерней лошадью отправили торт в областной центр…
Было в Берёзовском и своё отделение областной Госжилинспекции, сотрудники которого на месте могли проверить любую жалобу. Теперь отделения нет – оптимизировали ещё лет пятнадцать назад за ненадобностью. Все функции возложила на себя та же областная ГЖИ. А в эту епархию, поверьте, обращаться со своими жилищными проблемами – что к слепоглухонемым.
Вот уже несколько недель городские предприниматели переживают шок от очередной оптимизации: из города исчезла налоговая инспекция. Фискалов убирают ради экономии средств – чтобы не содержать здание и аппарат. Теперь налоговый офис находится то ли в Анжеро-Судженске, то ли в Кемерове. Так сказать, подарочек к Новому году всем городским предпринимателям. В городской администрации поясняют: закрывают или переводят в Кемерово все службы и учреждения федеральные власти — ни область, ни местное руководство к этому, мол, не имеют никакого отношения.
Если помните, по программе, принятой ещё в 2017 году под брендом «Комфортная среда проживания», немаловажное место занимает наличие и доступ ко всей социально-культурной инфраструктуре, которая должна развиваться, а не сокращаться. Видимо, развивать и приближать эту самую инфраструктуру к жилым застройкам целесообразнее в областных центрах и белокаменной, где живут люди. На перифериях же людей нет. Там рабочий скот. А ему комфорт необязателен.
В богатейшей стране мира, в шахтёрском городе власти не скрывают своего презрения к людям, чей труд делает страну богаче, но которые не имеют права на достойную комфортную и уютную городскую жизнь. Чувствуя себя ненужными, они утрачивают позитивный психологический настрой, так что неудивительно, что некоторые начинают вести асоциальный образ жизни. Иными словами, бытие определяет сознание.
Валентина Цыбо
Такими темпами загибается повсеместно и вся область, а прилизанной столице Кемерово уготована безлюдная каменная стена плача
И такое лизоблюдство с отчётами по всем округам региона происходит, как плачевный результат упорной рывковой трёхлетки к 300-стам годам, а на деле — сплошной бардак, стыд и срам. Процветания здесь вовеки не видать, по ушам «стреляет» бумажная жизнь-благодать, коли посадил боярин-губернатор своих верных опричников на тонкий шесток и каждый слово-голосит на свой лживый роток.
ЦИТАТА: «На днях глава Берёзовского городского округа Светлана Щегербаева в формате видеоконференции информировала губернатора Кемеровской области Сергея Цивилёва о развитии муниципалитета. Оказывается, у нас всё тип-топ, и за три года под её непосредственным руководством «жить стало лучше, жить стало веселей».» Губернатор взял пример с Президента РФ, проводя такие мероприятия в регионе. Только не надо ссылаться на пандемию. В Шерегеш-то и за 300 вёрст ведь без маски укатил и до 20 января все коды запретил. А до Берёзовского всего 50 км. Не трудно было бы «пятую точку» приподнять и на северный округ без лыж скатать и воочию посмотреть — не залёг ли на зиму в карьере медведь. Кому нужна такая форма эпигонской и бюрократической работы под козырёк? И главное — зачем себе по ТВ вешать «лапшу» от своих подчинённых чиновников, которые заврались. А кто отчитается перед жителями? Совесть потеряли напрочь и человеколюбие
Правдивая и горькая статья!