Призвав работодателей Кузбасса повысить зарплату «простым рабочим», губернатор не подкрепил обращение личным примером.
Начало недели ознаменовалось тем, что губернатор Кузбасса заявил: кузбасские предприятия готовы повысить зарплаты работникам — в среднем они должны увеличиться на 10%. При этом он ни словом не обмолвился о том, что номинальные заработки кузбасских бюджетников, занятых, к примеру, в сфере здравоохранения, по данным Кемеровостата, снизились в августе с аналогичным месяцем прошлого года почти на 5%, а в образовании — на 12%! Как же так, Сергей Евгеньевич? Это всё равно, что позвать других в атаку, а самому со знаменем остаться в окопе.
Надо уточнить, что по итогам января-августа начисленная зарплата у них всё-таки немного выросла, однако сверхвысокий темп разгона инфляции, бьющей рекорды последней пятилетки, съел её без остатка и сильно ударил по доходам других работающих кузбассовцев.
По данным регионального статистического ведомства, в минувшем сентябре индекс потребительских цен по сравнению с предыдущим месяцем составил 100,4% (с начала года – 105,8%). На продовольственные товары, соответственно, — 100,3% (104,5%), непродовольственные товары – 101,3% (107,6%), услуги – 99,3% (105,0%). В то же время стоимость минимального набора продуктов питания в конце сентября составила 4 563,9 рубля в расчёте на месяц и снизилась по сравнению с предыдущим месяцем на 2,8%, но с начала года увеличилась на 7,0%. При этом индекс роста реальных зарплат в регионе составил 102,6% к соответствующему периоду прошлого года. Так что прибавка к зарплатам неизвестно где, неизвестно насколько, и неизвестно кому вряд ли спасет семьи малооплачиваемых «простых рабочих».
Мы уже не раз говорили, что уровень средней зарплаты в сырьевом регионе с тяжелыми и опасными условиями труда, а из-за экологических проблем – еще и вредными для здоровья всего населения, уступает многим не сырьевым регионам с более мягкими климатом и экологией. Как сообщил вчера Кемеровостат, в августе текущего года работающие кузбассовцы получали 47 200 рублей, хотя среднероссийская зарплата в этом месяце, по данным Росстата, составила 52 355 рублей – почти на 11% выше.
Можно лишь предполагать, почему губернаторский призыв повысить зарплаты прозвучал так близко к ноябрю. Как известно, недавно Владимир Путин обозначил главного врага России – низкие доходы граждан, и поручил правительству следить за ними. Однако слово «следить» ни к чему в общем-то не обязывает, хотя подтекст вполне ясен. А ещё раньше президент поручил правительству России «организовать мониторинг доходов низкодоходных групп граждан» и осуществлять за ними постоянный мониторинг. Как раз первый такой отчет правительство должно было подготовить к 1 ноября, одновременно обеспечив «реализацию дополнительных мер социальной поддержки». Естественно, как это и заведено на Руси, близко к дате началось активное шевеление и раздались призывы. Однако это лишь авторское предположение – не более.
А что в реальности? А реальность куда суровее, чем статистические отчеты. Кроме потери в заработках и среднедушевых доходах жители региона находятся в неоплатных долгах банкам. Например, в сентябре население Кузбасса оказалось среди лидеров в России по количеству выданных кредитных карт – рост составил 15% по сравнению с августом. В среднем по стране нагруженные кредитами оказались должны банкам и микрофинансовым организациям каждый третий заработанных рубль. При этом в отдельных регионах – а в Кузбассе ситуация никак не лучше, чем в других — уровень закредитованности таков, что подавляющее большинство заемщиков работает почти исключительно на то, чтобы расплатиться по долгам. И просвета с улучшением ситуации с доходами не видно даже на горизонте.
Помнится, в сентябре 2019 губернатор объявил: «Наша задача — обеспечить качество и регулярные поставки угля в другие страны»! Но с этим как-то не заладилось, а затем началась эпидемия коронавируса, вызвавшая кризис в мировой экономике. Теперь задача сильно усложняется, она требует более кардинальных мер для своего решения, потому что низкие заработки, съедаемые высокой инфляцией, продолжающиеся санитарные ограничения, связанные с замедлением экономического роста, сильно сердят людей. И не только «простых рабочих», но уже и тех, кого пока ещё можно назвать «высокооплачиваемыми».
Александр Сусоев
Не сложно выдавать на гора призыв-лозунги, господа — непосильного словесного труда!