На листвяжной

Начавшийся вчера судебный процесс над фигурантами уголовного дела в связи со взрывом на шахте «Листвяжная» и гибелью людей обещает быть долгим, хотя спрогнозировать определенные его итоги можно уже сегодня.

На скамье подсудимых – трое. Причем, если гендиректор АО «ХК «СДС-Уголь» Геннадий Алексеев и технический директор акционерного общества Антон Якутов находились в ходе слушаний в «аквариуме», то бывший президент холдинга СДС Михаил Федяев (сложил с себя эти полномочия) оставался в зале. При том, что предъявляемые обвинения к фигурантам дела идентичные – злоупотребление должностными полномочиями. Вина подсудимых в нарушении правил промышленной безопасности, как предполагалось ранее, не установлена.

Напомним, о том, почему эти люди оказались подозреваемыми в уголовном преступлении. 25 ноября 2021 года на шахте «Листвяжная» (Беловский городской округ) в результате взрыва погибло 45 шахтеров, а затем, при организации спасательных работ, еще и 5 горноспасателей из Новокузнецкого отряда. Сразу после ЧП было высказано немало версий о возможных причинах взрыва, унесшего жизни людей – в том числе и членами семей погибших, но главной оставалась одна – пренебрежение правилами промышленной безопасности в угоду большего количества добываемого угля. Если говорить прямо – в угоду прибыли компании, непосредственное руководство которой осуществляли подсудимые.

Сторону обвинения в Центральном суде Кемерова представляет работник генеральной прокуратуры Антон Блохин. В озвученном обвинении говорится, что подсудимые не просто знали о нарушениях промышленной безопасности, а действовали в корыстных целях, о чем говорят и стимулирующие выплаты, зависящие от объемов добычи. Да и другие факты свидетельствуют, как минимум, о халатном отношении к производству и людям: в планах значилось направление 7 млн рублей на приобретение газоанализаторов, 500 тысяч рублей – на покупку датчиков, 121 тысячи рублей – на обновление самоспасателей. Итог финансовой заботы о безопасности измеряется цифрой «0».

Федяев листвяжная

Все подсудимые отказались признавать вину в трагедии. Михаил Федяев сослался на то, что вообще не понимает причину выдвинутых обвинений. Ведь как акционер он не может нести какой-либо ответственности за организацию промышленной безопасности на предприятиях. Нашлись веские аргументы не иметь какой-либо связи со взрывом и его последствиями также у Геннадия Алексеева (слева) и Антона Якутова.    

Алексеев и тех директор

Статья, по которой судят фигурантов этого уголовного дела, предусматривает довольно пространную вилку наказания, говорят юристы: это может быть и штраф (до миллион рублей), и лишение свободы (до 10 лет). Учитывая судебную практику в России, Алексеев и Якутов, находящиеся до сих пор в СИЗО, получат, реальный срок — как минимум, года два-три. Срок ниже этого предела невозможен, иначе должен кто-то будет понести ответственность за неправомерное лишение свободы фигурантов дела – включая и судебные инстанции, которые уже на предварительной стадии выносили именно такой вердикт. Может ли вновь оказаться за решеткой Федяев, которого спустя полгода после «отдыха» в камере отправили под домашний арест?

Маловероятно. Пожалуй, лишь в одном случае – если кто-то из других обвиняемых даст показания, что президент холдинга требовал увеличивать объемы добычи, не считаясь ни с какими обстоятельствами. Включая и правила промышленной безопасности. Но и это надо будет еще как-то доказать.

Да, в нашей стране прекрасно знают, что рыба гниет с головы, но особенно тщательно принюхиваются при этом именно к хвосту. Ведь есть другая неписанная в канонах бытия норма — царь у нас хороший, а вот с боярами постоянные проблемы.

Евгения Шпакова  

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here