Цинковый в белове

Мало нам своих «радетелей» за экологию, так привлекают еще и иногородних. Правда, результат все тот же – работа вроде бы выполняется, деньги выплачиваются, а результата как не было, так и нет.

Фрунзенской районный суд города Саратова признал виновным Владимира Олискевича, директора местного «Научно-исследовательского института технологий органической, неорганической химии и биотехнологий» (форма собственности — ООО), в мошенничестве в особо крупных размерах и отправил его «отдыхать» в колонию общего режима на 2 года. Почему об этом пишет «Волость», освещающая сугубо региональные проблемы Кузбасса? Да потому что наследил он именно в Кемеровской области, присвоив деньги, выделенные на проектирование и выполнение работ по «ликвидации последствий загрязнения и иного негативного воздействия на окружающую среду».

Если говорить более конкретно – речь идет о территории (4,4 гектара) бывшего цинкового завода в Белове (на снимке). Земля здесь была признана зоной экологического бедствия, и потому федеральное учреждение «ВНИИ Экология» не поскупилось, выделив в июле 2015 года на ликвидацию последствий от промышленной деятельности 111 675 504 рублей. Расследованием этого непростого дела Следственной комитет занялся еще в 2017 году. Но, похоже, со временем оно было положено под сукно. И пролежало там до тех пор, пока государство не стало остро нуждаться в деньгах фигурантов этого и других аналогичных дел. А может, бывший губернатор Кузбасса не позволил дать ему ход, учитывая собственные имиджевые потери. О таких вещах не распространяются.

Как утверждается в судебном решении, в разработанный сначала проект впоследствии были внесены значительные изменения, «которые изначально не позволяли достичь целевых показателей, но существенно снижали трудозатраты для организации, которая данный измененный проект будет исполнять». Затем Олискевич также «путем обмана» согласовал обновленный труд с властями Кемеровской области и «договорился за денежное обязательство о победе своей организации на торгах для заключения госконтракта на выполнение работ по измененному проекту». А дальше…

«Результатом реализации госконтракта стало выполнение работ, в которых не было необходимости… Итогом стало перемещение за федеральные бюджетные деньги грунта, загрязненного тяжелыми металлами в подвижной форме, с одного участка на территории завода, на другой, расположенный в сотнях метрах. После чего данный грунт очищался не от основного загрязнителя — тяжелых металлов, а от нефти и нефтепродуктов. Таким образом, грунт, загрязненный тяжелыми металлами, представляющий большую опасность для здоровья населения, по-прежнему остался в непосредственной близости от жителей г. Белово Кемеровской области до настоящего времени», — говорится в официальном сообщении суда.

Директор нии

Кроме лишения свободы, на основе гражданского иска было удовлетворено требование о выплате компенсации Олискевичем 82 640 тыс. рублей в пользу «ВНИИ Экология». Это, кстати, был первый из трех подрядов саратовского частного института на основе госзакупок. Но сказать, что НИИ все это время бедствовал, перебиваясь на хлебе и воде, и потому вынужден был идти на такие вот мошеннические сделки, язык не повернется. За четыре последних года – с 2019 по 2022 включительно — Минпромторг РФ, руководствуясь положением о поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, выделил в виде грантов возглавляемому Олискевичем коллективу в общей сложности 635 699 тысяч рублей (!). Если учесть, что штат ООО составляет 60-70 человек, то на каждого в среднем пришлось около 10 млн. Зачем вообще работать?

Вот и сам министр Мантуров, поздравляя в 2020 году саратовского директора НИИ с 60-летием, так, в частности, и написал: «Пусть поддержка единомышленников, верность друзей и понимание близких помогают Вам и будут залогом дальнейших успехов!». Будем считать, что самому богатому чиновнику России видней. Напомним, Денис Мантуров таковым признавался три последних года подряд. В 2021 его официальный доход составил 704,6 млн рублей. На вопрос, как ему удалось добиться такого благосостояния, он ответил, что это — результат его прежней предпринимательской деятельности. Однако сколько журналисты не пытались отыскать следы успешного бизнеса Мантурова до перехода на государственную службу, сделать им это так и не удалось.

По результатам 2022 года данные о доходах вип-чиновников уже не публиковались – для общественности они стали военной тайной.

Евгения Шпакова

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here