Близится лето, вот-вот начнутся каникулы. Но многие подростки и не думают строить планы на предстоящий отдых, а планируют через недельку после выхода из учебного класса найти приличную работу – не пыльную, но денежную. Потому что знают – выбор предложений на рынке труда у них сегодня приличный.
И это не просто предположение, а устоявшаяся тенденция, подтверждаемая статистикой. Последнее информационное сообщение на этот счет следующее: по данным hh.ru, крупнейшей платформы онлайн-рекрутинга в России, с января по май 2024 года в Кузбассе было опубликовано 276 вакансий, где в качестве работника рассматривались кандидаты от 14 лет. Вот как прокомментировали сами исследователи горячую новость:
«В первом квартале 2024 года 6,2% от всех приглашений, которые получили кузбасские соискатели, приходилось на долю этой возрастной группы. А по сравнению с аналогичным периодом прошлого года число таких приглашений выросло на 25%». Запомните последнюю цифру, она нам еще пригодится.
А дальше шло пояснение, какое именно занятие в разгар учебного года предлагали работодатели подросткам. В большинстве вакансий говорилось о том, что ребят готовы принять на работу в качестве курьеров, промоутеров, копирайтеров, разнорабочих… Да и сами жители больших городов уже давно привыкли к совсем молоденьким развозчикам заказов на дом, курсирующих по улицам на велосипедах с огромным коробом за спиной, к подросткам, формирующим заказы в крупных торговых сетях.
Это то, что мы видим – то есть, витрина нынешнего рынка труда подростков. А сколько еще детей вместо выполнения домашнего задания, посещения спортивных секций, чтения книг и проведения культурного досуга практически все свое свободное время отдает другой и, возможно, очень даже непростой работе? Помните ту цифру, о которой мы говорили чуть выше – увеличение приглашений по сравнению с прошлым годом на 25%. А теперь давайте вернемся на год раньше – примерно в это же время. Вот что писала газета «Известия» 3 мая 2023 года: «В России подскочил спрос на несовершеннолетних сотрудников. Число вакансий для молодых людей в возрасте 14–18 лет выросло на 63%, а звать на собеседования их стали на 75% чаще».
Но к тому времени еще не была внесена поправка в закон, который требовал согласия органов опеки при заключении договоров с лицами старше 14 лет. Вскоре это требование законодатели отменили – нынче для трудоустройства подросткам требуется только согласие одного из родителей или его законного представителя. Об итогах подросткового рекрутинга в течение 2023 года рассказал уже «Коммерсант». Речь в исследовании идет о Сибирском федеральном округе: «Спрос на несовершеннолетних работников в регионах Сибири в 2023 году вырос на 51% по сравнению с 2022-м, а если сравнивать с 2021-м, то он удвоился». А это уже похоже на самый настоящий бум, учитывая серьезный рост и в 2024 году.
В статистических данных говорится не о количестве опубликованных специально для подростков вакансий, а об объеме разосланных приглашений кандидатам в возрасте 14-18 лет на собеседование с работодателями. HeadHunter (hh.ru) в ответе на запрос издания назвал следующую цифру по году – разослано было 620 тыс. приглашений. Если брать в среднем, то по 50 тыс. ежемесячно. И это лишь вершина айсберга — не будем забывать, что есть и масса других рекрутинговых компаний, которые поставляют на рынок труда дешевую рабочую силу.
Кузбасс по итогам 2023 года (опять же данные hh.ru) проявил наибольшую заинтересованность в труде подростков из всех регионов СФО: количество приглашений на собеседование выросло на 68%. Что, впрочем, неудивительно: наш регион к тому времени имел самый низкий показатель условной безработицы в Сибирском округе – на одну вакансию приходилось только 2,6 резюме (средний показатель по СФО – 3 резюме). Да и вряд ли это соотношение изменилось в лучшую сторону к нынешнему дню.
Причина усиленного спроса на востребованность труда подростков очевидна – печальная демографическая ситуация в сибирских регионах, а в лидирующем по этому показателю Кузбассе, тем более. Население активно стареет – смертность стабильно превышает рождаемость, молодежь пытается найти себя либо в теплых краях, либо в регионах с более высоким уровнем жизни, доступностью других профессий – не только в угольной, металлургической и химической промышленности. А тут еще СВО оголяет коллективы, и когда эта операция завершится, никто толком не знает и даже не строит каких-то предположений.
И надо бы признать – положение на рынке труда будет только ухудшаться. Но об этом никто и не думает откровенничать. Напротив, психологи начинают утверждать, что возникший бум на трудовом рынке со стороны подростков объясняется исключительно современным устремлением молодого поколения, которое… Нет, не жаждет помочь семье или купить себе какую-то вещь на собственные деньги, а намерено получить опыт по будущей специальности, или просто выбрать направление, по которому потом пойдет по жизни, начиная с выбора специализации в учебном заведении. Представляете себе такого мечтателя-велосипедиста?
Мы кого обманываем – себя? В ближайшее время ситуация с кадровым дефицитом может стать еще более печальной, учитывая реакцию населения, да и правоохранительных органов тоже на кровавую бойню в подмосковном «Крокус Сити Холле», которую там устроили выходцы из Таджикистана. Отток мигрантов из Средней Азии уже начался, и встречается он населением на «Ура!». Но кто их заменит на вновь образующихся вакантных местах? Дети уже практически мобилизованы. Пенсионеры из тех, кто еще сохранил свежесть сил?
Возможно, но они очень недовольны поведением государства, которое при выходе на работу автоматически их лишает выплаты ежегодной надбавки к пенсии. А может их в таком случае вовсе пенсии лишить, чтобы сначала думали о Родине, а уж потом о себе, семье и своих близких?
Евгения Шпакова