Массовые выступления жителей юга Кузбасса против экспансии угольных генералов на земли предков не редкость, вот только эффект от них мал. Бурлит регион, митингует, шлет по инстанциям депеши, в которых приводит факты безрассудного отношения новых хозяев жизни к природе, к людям, а толку – ноль. Кажется, картина ясна как белый день: без покровительства властей, коррумпированных контролирующих органов весь этот беспредел был бы вряд ли возможен. Но не торопитесь с обвинительным приговором, не подлежащим обжалованию: не все так просто в нашей жизни.
Вот уже четыре года продолжается тяжба властей Новокузнецкого района, Кемеровского управления «Россельхознадзора», Новокузнецкой межрайонной природоохранной прокуратуры с ЦОФ «Щедрухинская», нанесший сельскохозяйственным землям ущерб в размере 167 миллионов рублей, а результат пока все тот же, что и у гражданских активистов. Борются даже не столько с предприятием, сколько с одним единственным человеком — собственником и управляющим громадным хозяйством под названием «ТопПром» Николаем Королевым.
Уровень скандальной известности бизнесмена уже давно вышел за пределы региона: опубликовано несколько материалов с явно обвинительным уклоном в газетах «АИФ»и и «МК», на сайте Change.org размещена петиция к президенту РФ и еще в шесть адресов под названием «Привлечь к ответственности убийц экологии и жителей Кузбасса!», но какого-либо положительного эффекта пока не дали и эти шаги активистов. Если уж Николай Королев не обращает внимание на представителей власти, то и все остальное для него не более, чем комариные укусы. Любопытно, не правда ли: с чего же все началось, почему бизнесмен, оказавшись вне правового поля, постоянно выходит сухим из воды?
Межрайонная природоохранная прокуратура, как пояснил корреспонденту канала ее руководитель Дмитрий Григорьев, занялась проверкой несанкционированной свалки ЦОФ «Щедрухинская» по сигналу из местного отделения ФСБ. В результате проведенных оперативных мероприятий с привлечением специалистов соответствующего профиля выяснилось, что промышленное предприятие вообще не занималось организацией складирования отходов, а просто нашла свободные земли и начала свозить туда то, что требовало дорогостоящей утилизации. Без разработки соответствующего проекта и его утверждения. То есть, выглядело это примерно так же, как если бы мы с вами вместо того, чтобы платить за вывоз мусора, стали бы просто выбрасывать его из окна многоэтажки. Согласитесь: удобно и дешево. А если кому не нравится – пусть жалуются.
Таким образом, ЗАО «ЦОФ «Щедрухинская» было изуродовано более гектара земли в Заводском районе Новокузнецка и более двух гектаров в Новокузнецком районе. Суммарный объем вываленных отходов, по данным самого предприятия, составил почти 80 тысяч кубических метров или около 180 тысяч тонн. Прокуратура направила соответствующие иски в суды, в июне 2014 года Фемида удовлетворила их, а контролирующие органы в лице «Россельхознадзора», тем временем, привлекли предприятие к административной ответственности. ЦОФ «Щедрухинской» было предписано прекратить противоправную деятельность и провести рекультивацию. Однако действующая система предъявления обоснованных претензий предусматривает длительный процесс выяснения истины: Николай Королев воспользовался своим правом и обжаловал данное решение, обратившись в суд.
Это потом стало понятно, зачем руководитель «ТопПрома» пошел по этому пути, хотя надежды на положительный для нарушителя природоохранного законодательства результат было мало. Необходимо было выиграть время, чтобы провести структурные изменения в холдинге и не заниматься дорогостоящей рекультивацией. Пока шли судебные разбирательства, параллельно велась работа по переименованию ЗАО «ЦОФ «Щедрухинская» в ЗАО «Землеустроитель», чтобы впоследствии вообще ликвидировать оскандалившееся юридическое лицо. Довольно распространенная в стране практика, когда предприятие не желает рассчитываться по своим долгам.
Наложить арест на счета ответчика прокуратуре в то далекое теперь уже время не удалось. Представитель «ТопПрома» заявил, что таким образом будет невозможно выплачивать заработную плату, а это чревато социальным взрывом. Судья Заводского района города Новокузнецка, которая вела это дело, вообще была весьма отзывчивой к любым аргументам промышленников и не очень-то внимала доводам прокуратуры. Будем считать, что она просто не хотела «кошмарить» бизнес. В итоге, в результате проведенной экспертизы мало кому известными московскими специалистами суду удалось установить, что «Щедрухинская» своими отходами умудрилась даже облагородить почву, а не то, что нанести вред землям сельскохозяйственного назначения. Короче, стало понятно, что дело это растянется на годы, учитывая, что ни администрация Новокузнецкого района, ни «Росприроднадзор» и «Россельхознадзор», ни межрайонная природоохранная прокуратура свою позицию менять были не намерены.
Тем временем, из ФСБ в прокуратуру поступил очередной сигнал – Королев ликвидировал юридическое лицо ЗАО «ЦОФ «Щедрухинская», переименованное уже в ЗАО «Землеустроитель», зарегистрировав данные изменения в реестре ИФНС. То есть, все основные фонды, которые могли бы стать залогом судебного иска, плавно перетекали в другую оперативно организованную «контору» — ООО «ЦОФ «Щедрухинская». Прокуратура снова отреагировала, впрочем, как и налоговая служба. Ход конем не получился – ликвидация предприятия была аннулирована. Но это то немногое, на что у правоохранителей хватило законных возможностей.
Если ЗАО «ЦОФ «Щедрухинская» раньше была самостоятельным юридическим лицом, то созданное ООО «ЦОФ «Щедрухинская» теперь входило в холдинг «ТопПром», как дочерняя структура. Куда все-таки перешли и люди, и практически все основные фонды. Всего две буквы поменялось, зато сохранилась надежда не возвращать в бюджет Новокузнецкого района 167 миллионов рублей, которые обосновали соответствующими расчетами привлеченные эксперты. Чтобы было понятнее, это эквивалент сотни двухкомнатных квартир для нуждающихся в жилье новокузнечан.
Да, закон все же восторжествовал: 27 апреля 2017 года Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда согласилась с доводами прокуратуры, «Россельхознадзора» и «Росприроднадзора», отменив решение нижестоящей инстанции, и признала требования о возмещении нанесенного окружающей среде ущерба подлежащими удовлетворению. Но как принудить Королева выполнять данное требование? Тоже ведь проблема, если человек никого из окружающих в упор не видит вместе с их пожеланиями и законными требованиями. К тому же, чтобы с городом не ссориться, он рекультивацию все же провел, а вот на район «забил». Хотя именно на его землях покоится сегодня более 160 тысяч тонн «щедрухинских» отходов. И вред от них, учитывая паводки и дожди, увеличивается с каждым годом. Почва становится зараженной уже на многие тысячи метров в радиусе от самой свалки. Тот злополучный мышьяк, о котором пишут центральные издания, продолжает насыщать землю северо-восточной части района.
На проводимых совместных совещаниях чиновники районной администрации, представители контролирующих органов и природоохранной прокуратуры теперь «чешут репу» и ищут ответ на второй сакраментальный для России вопрос – что делать? По сути, объявился кредитор ЗАО «ЦОФ «Щедрухинская», в чей бюджет и должны быть перечислены отсуженные деньги – администрация Новокузнецкого района.
Не хочет Королев платить, значит надо объявлять процедуру банкротства, вводить конкурсное управление. А что взять с того ЗАО, которое хоть и удалось сохранить, но числится оно только на бумаге, а уголь на экспорт отправляет совсем другое юридическое лицо?
Такое ощущение, что до окончания тяжбы еще пройдет ни один год. Расставаться вот так просто с деньгами один из самых богатых людей Новокузнецке явно не намерен. Он готов годами бодаться за свои права и открыто презирать права общества. А теперь скажите: вы по-прежнему считаете, что митинг и публикации на сайтах могут в одночасье что-то в корне изменить? Задаю этот вопрос отнюдь не потому, что надо успокоиться, полностью доверившись «компетентным органам». Хотелось лишь отметить, что одного желания что-то изменить и повлиять на складывающуюся ситуацию при существующей ушлости отечественного бизнеса будет явно недостаточно.
А молчать и правда нельзя. Различного рода королевы и так себя чувствуют вольготно, не считая окружение равными. То окружение, у которого автоматически и без должного уведомления блокируются все счета в том случае, если кто-то задолжал за ЖКХ или не вернул вовремя кредит. Даже если речь там идет отнюдь не о десятках, сотнях миллионов, а всего о нескольких тысячах рублей. Королеву же, кажется, обременительные санкции как не грозили, так и не грозят. Почему?