В мороз

Эксперимент, о пагубности которого так долго говорили большевики (в смысле, большинство населения Новокузнецка), судя по всему, близится к своему эпическому завершению. О возможном окончании первого этапа неудавшейся транспортной реформы заявил не кто-нибудь, а глава города Сергей Кузнецов.

То есть, заявил ее инициатор, принявший в 2020 году решение одним махом уничтожить в этой отрасли местный малый бизнес и отдать городское транспортное сообщение на милость монополисту из Санкт-Петербурга. Но если человек инициативный, то инициативным он остается всегда. Теперь Сергей Кузнецов взял на себя смелость закупить для ПАТП-1 автобусы МАЗ, работающие на дизельном топливе, которым придется компенсировать недостаток на линии транспортных единиц из «ПитерАвто». Потому что невыход автобусов на линию не уменьшается, а наоборот – растет. Составляя уже до 30% от плана.

От былого оптимизма главы города, как это отмечалось ровно три года назад, когда он первым в России провел транспортную реформу в таком масштабе, да еще в один день, не осталось и следа. Конечно, не хватает водителей, а с наступлением морозов заболела и часть тех, кто в штате числится. Конечно, дают о себе знать частые поломки и нехватка запасных частей. Конечно, автобусы на газовым топливе не приспособлены к работе в экстремальных морозах, и именно это стало дополнительной причиной возросшего количества их невыхода на маршруты.

«Перемерзли газовые редукторы, это опасно, не работают тормоза, холод в салоне. Чтобы сократить риски, автобус просто не выпускают», — сетует Кузнецов. Как будто в жару они себя чувствовали значительно лучше и не останавливались прямо в пути из-за перегрева двигателей.

Пострадавшим от эксперимента лично главу города назвать нельзя – ими были исключительно пассажиры, задыхающиеся в салонах летом при выключенных кондиционерах, или замерзающие на остановках зимой при температуре близкой к минус 40. Но человек, поставленный на важный пост, предусматривающий службу на благо общества, либо свою вину не осознает, либо отказывается признавать очевидное.

И потому вновь выставляет себя эдаким спасителем Отечества: не дожидаясь решения проблем (часть которых проявила себя с первых дней реформы) со стороны руководства «ПитерАвто», решил купить для ПАТП новые МАЗЫ и выпустить их на линию. Потому что забота о народе, о пассажирах – это главное в работе любого чиновника. Пусть, мол, кто-то и считает меня «деградирующим управленцем», который не заботится об экологии и меняет газ на дизтопливо, но лучше иметь в распоряжении проверенную временем технику… Откровенно говоря, так себе разворот – были мы свидетелями кульбитов и покруче.

Из монолога Кузнецова можно понять: все идет к тому, что оптимистические в верхах разговоры, сопровождающие транспортную реформу, — о водителях, одетых в униформу, как в самолетах, и о топливе в виде газа, который станет одним из символов уходящего в прошлое экологического неблагополучия в Новокузнецке — в ближайшее время уже не воскреснут. Мэр города дал понять, что на данном историческом этапе он очень заинтересован в развитии муниципального транспорта, частично обанкроченного с большим успехом в его же бытность. И потому можно предположить, что недалек тот день, когда монополист в транспортной сфере сменится – им станет администрация Новокузнецка.

Вот только пассажир от этого все равно не выиграет – неэффективное управление таких вот предприятий, мошенничество при взаиморасчетах и откровенное воровство приведут лишь к постоянному увеличению стоимости проезда. А воссоздавать конкурентную среду в общественном транспорте Кузнецов не спешит – ведь частники чаще всего не слышат командного окрика. К тому же, в этой сфере крутятся такие огромные деньги, и пригласить пользоваться ими каких-то вась пупкиных – все равно, что себя, любимого, обделить.

…Но все это – день завтрашний, а точнее – умозрительные планы на него. Пока же ждем на дорогах Новокузнецка новые МАЗы из Белоруссии. Правда, на каком юридическом основании они будут работать на чужих маршрутах, кто станет выгодоприобретателем от введения этого новшества (то есть, пойдут ли собранные с пассажиров деньги в зачет выполняемых компанией «ПитерАвто» обязательств перед городом), так и не ясно.

Евгения Шпакова    

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here