По итогам января угольная отрасль прибавила к аналогичному периоду прошлого года 200 тысяч тонн. Почти на один миллион тонн вырос экспорт в западном и восточном направлениях. Однако в целом среднесуточная отгрузка составила чуть больше 93% к плану. Напомним, в прошлом году добыча угля в Кузбассе рухнула по сравнению с прошлым годом почти на 30 млн тонн.

В течение всего прошлого года мы то и дело слышали стоны о том, что угольные компании Кузбасса испытывают огромные трудности в связи с пандемией коронавируса, отчего мировая экономика сильно затормозила. Само собой из-за этого сильно упали цены на уголь, особенно в Европе. Главные надежды губернатор Сергей Цивилев связывал с поставками угля в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, где его стоимость была значительно выше, чем в Европе. А основным препятствием для экспорта он называл слабую пропускную способность железной дороги в восточном направлении. Всё это – правда, но не вся: под жгучие разговоры об отставании с модернизацией так называемого Восточного полигона на угольных месторождениях Якутии формировались мощности для добычи и транспортировки угля в том же направлении – в страны АТР.

Если судить по открытым сообщениям самих якутских добытчиков, то компания «ЭльгаУголь», которая разрабатывает месторождение коксующегося угля в Якутии, планирует нарастить в 2021 году объёмы добычи коксующихся углей до 18 млн тонн. Одновременно с ней компания «Колмар», работающая в том же регионе, намерена извлечь в текущем году более 13,4 млн тонн за счет выхода на производственную мощность объектов ГОК «Инаглинский». Обе компании реализуют свою продукцию в страны АТР, куда в последние годы ориентируются поставки кузбасских углей.

Кто выиграет в этой конкуренции на длинной дистанции предсказать несложно: от Кузбасса до дальневосточных морских портов примерно 4 тысячи километров, а у их конкурентов из Якутии это расстояние в разы меньше. При этом в Кузбассе растет возмущение населения варварским отношением угольных компаний к экологии и здоровью населения, в то время как в Якутии рядом с шахтами и разрезами нет многочисленных шахтерских поселений с изношенной инфраструктурой и ветхим жильем. Да и зарплата горняков в Якутии значительно выше.

Однако самое неприятное для угольщиков Кузбасса известие пришло совсем недавно: благодаря нескольким последовательным крупным сделкам бизнесмен Альберт Авдолян (владелец «ЭльгаУголь») при поддержке «Ростеха» и с помощью мощного финансирования (со стороны, в основном, государственных банков) создает крупнейшего в стране производителя металлургических углей, объединяя Эльгинское и Сугондинско-Огоджинское угольные месторождения, а также активы «Сибантрацита». Проще говоря, теперь за самой крупной угольной компанией Якутии стоит ближайший товарищ Владимира Путина Сергей Чемезов и госбанки. А за Кузбасс, судя по скудной информации о заседаниях Госсовета, хлопочет губернатор Кузбасса Сергей Цивилев, занимающий там пост председателя комиссии по направлению «Энергетика». Для справки: по данным министерства угольной промышленности Кузбасса углей коксующихся марок в прошлом году было добыто в регионе 74,5 млн тонн (январь-декабрь 2019 г. – 76,6 млн тонн).

Пока по объемам добычи Кузбасс впереди, однако логистически сильно проигрывает Якутии, потому как гонять ежедневно огромное число полувагонов за тысячи километров от места добычи – причем, возвращать их в Кузбасс порожними – разорительно! Кстати, в информационных лентах то и дело появляются сообщения о крушении железнодорожных составов в Восточной Сибири и Дальнем Востоке. Как правило, это эшелоны с углем. Но даже без крушений РЖД то и дело напоминает про убыточность дальних перевозок угля, которые составляют основную долю грузооборота компании.

Что же с логистикой у конкурентов? По словам главы Якутии Айсена Николаева: «Компания «ЭльгаУголь» развивается не поступательно, а очень быстро». На совещании, проходившем на днях в рамках президиума госкомиссии по транспорту под руководством вице-премьера страны Андрея Белоусова, он сообщил: «Обсуждали, как обеспечить вывоз угля с Эльгинского месторождения при выходе на плановые показатели. К 2025 году они должны достигнуть 30 млн тонн».

Что касается долгосрочных планов, к 2023 году планируется увеличить добычу угля до 45 млн тонн. Инвестиции в проект составят 130 млрд рублей. Помимо увеличения добычи угля средства будут направлены на строительство горно-обогатительных комбинатов, расширение пропускной способности собственного железнодорожного пути «Эльга – Улак» до 30 млн тонн.

В свою очередь компания «Колмар» в сентябре прошлого года ввела в эксплуатацию современный угольный терминал «ВаниноТрансУголь» для перевалки высококачественных коксующихся углей, добываемых в Южной Якутии на горно-обогатительных комплексах «Денисовский» и «Инаглинский».

Инвестиционный проект по строительству в морском порту Ванино на северном берегу бухты Мучке транспортно-перегрузочного комплекса для перевалки угля реализуется в два этапа: в прошлом году введен в эксплуатацию комплекс для перевалки угля мощностью 12 млн тонн в год, на втором этапе – к 2023 году – мощности будут увеличены до 24 млн тонн.

Да простят читатели автора за обилие цифр, но именно они ясно показывают дальнейшее угасание угольного Кузбасса и перемещение центра угледобычи в регионы Восточной Сибири, где добываются премиальные марки углей, откуда их гораздо быстрее и ближе доставить до конечных потребителей. Понятно, что произойдет это не за год и даже не за пятилетку, но закат Кузбасса уже начался.

Борис Егоров

Поделиться:

4 КОММЕНТАРИИ

  1. Все продвинутые старшеклассники уже давно спят и видят себя на учебе где-нибудь в европейской части России или, на худой конец, в Новосибирске. И возвращаться в Кузбасс не планируют. И причины такого положения дел – это уже притча во языцех: голимый беспредел власти (в первую очередь, в силовых структурах), и отвратительнейшая экология. Это разве не закат? Это полный крах. Но крах совершенно справедливый, и если на чем еще и держится Кузбасс, так это на плечах родителей старшеклассников (и вообще школьников), у которых еще есть работа, но которые стремятся отправить своих детей подальше со своей родины в относительно более благополучные регионы. Если не уехать самим.

  2. Это я еще не упомянул про перманентное сокращение численности населения области момента самого распада СССР, и про то, что, по наблюдениям “аксакалов”, люди “всю жизнь” бегут из области. Естественно не от сладкой жизни.

  3. Автор, ты что, “с Луны свалился”? Закат Кузбасса начался уже давным давно. Как неугольные предприятия начали сокращать и ликвидировать (под надуманными предлогами или просто по беспределу), так и начался закат Кузбасса. В свою активную фазу этот закат вошел где-то в начале 2010-х, когда налоговая из года в год начала отчитываться о сокращении в области числа ИП и ООО – малого бизнеса, а люди, по отчетам Кемеровостата, активно побежали из области. Рост добычи угля до 2018-2019 года – это показатель не развития области, а показатель роста толщины кошельков владельцев угольных предприятий.

  4. А на кой козе нужны два угольных баяна: на одном – родном – играют… а другой – далёко-рваный…

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here