Осень. Птицы улетают от нас в южном направлении, несмотря на то, что ещё совсем недавно шумно строили здесь гнезда, ругаясь с соперниками за каждую веточку, выводили птенцов, учили их летать. Их инстинкт объясним: корма становится все меньше, воздух холоднее. В тех местах, куда они улетают и с пищей, и с тёплыми деньками всё нормально. А здесь всё живое старается как можно глубже закопаться в землю, залечь в спячку, а тем, кто не может это сделать, несколько месяцев будет очень тяжело, так что не все из них доживут до очередной весны.

Люди не птицы, но их тоже тянет туда, где теплее, где больше корма, где дешевле купить или построить гнездо, где жизнь безопаснее. Куда кузбассовцы вот уже много лет подряд «улетают»? Почти в тех же направлениях, что и птицы – в Краснодарский край, Ставрополье, в столицу страны и Подмосковье, а также в Санкт-Петербург. Там зимы мягче, там выбор работ шире, там платят больше, там центры культуры и семейного отдыха ближе. «Волость», кстати, об этом уже не единожды писала. Однако наши государевы чиновники пытаются убедить живущих здесь людей, что скоро всё переменится, экономика заиграет разными, а не только черными и серыми красками, доходы вырастут, качество образования тоже, к тому ж «консерваториев» всяких понастроят, культурных кластеров… Но публика уже не ждет от фокусников чудес, а молча покидает зал огромного старого цирка «Кузбасс» по разным выходам. Благо, они не закрыты наглухо, как в «Зимней вишне».

Статистика в очередной раз подсчитала миграционную убыль населения области: разница между приехавшими в область на ПМЖ и уехавшими отсюда за семь месяцев этого года в минусе — 1 643 человека. Вроде немного, однако те, кто видел жизнь семей в большом бараке, коих полно ещё в любом нашем городе, хорошо знает, что первыми его покидали самые продвинутые, активные, успешные, со светлыми мозгами люди. Они не ждут милости от власти, а сами пробивают путь к свету. Это та самая «закваска», которая быстро перенимает новое, способна работать и руками, и головой, в общем, генерирует будущее и востребована везде.

Оставались в бараке те, кто без помощи государства не способен был быстро изменить текущее состояние. Это вовсе не значит, что они — глупые или бездарные. Просто у многих семей есть тьма причин, которые мешают им быстро сняться с места и предложить свои силы в других городах и весях. И если барак долго не сносили, то многие в нём так и умирали целыми поколениями, не успев справить новоселье в железобетонной многоэтажке с ванной, горячей батареей и водой из крана! К слову, если молодежь из барака уезжает, у стариков остается мало надежд на переезд.

Кузбасс вчера и сегодня в масштабах России, да простят меня земляки, как раз и есть один из таких грязных, холодных и плохо пахнущих бараков. Многим семьям, особенно пожилым, отсюда просто так никуда не сняться, не улететь в теплые края к лучшей жизни, они доживают то, что предначертано свыше, а в большей степени ограничено поганой экологией, густо замешанной на угле. Естественная убыль населения области за те же семь месяцев составила 12 736 человек – на три с лишним тысячи больше, чем за тот же срок в прошлом году. Жизнь коротка. А в Кузбассе она очень коротка. По подсчетам разных агентств и ведомств, которые делались в преддверии пенсионной реформы, мужчины у нас живут в среднем 62 года, а женщины – 74. По этим показателям Кемеровская область по давней традиции далеко позади других.

Справедливости ради отметим, что население покидает не только Кузбасс, но и Сибирь в целом, однако наш регион в этом тренде явно задает тон. Покидают СФО в основном люди трудоспособного возраста — около 70% (373 тыс. человек в 2019-м). На долю пенсионеров приходится всего 10% (60 тыс. человек в 2019-м). «Миграция населения трудоспособного возраста в основном происходит в крупные экономические центры с динамичной экономикой в рамках процесса урбанизации. Кроме того, население пенсионного возраста мигрирует в регионы с более благоприятными климатическими условиями», — отметил вице-президент и старший аналитик агентства Moody’s Владлен Кузнецов.

Ещё один показатель, который свидетельствует о демографическом неблагополучии, – строительство жилья. Если экономика идет в рост, то люди начинают переезжать поближе к выгодной работе. Само собой вслед за этим растёт спрос на жилье, и жилищное строительство наращивает объемы. По сути, это своеобразное зеркало экономики.

Что же с этим в Кузбассе? Всё та же оптимистическая трагедия: с одной стороны, региональная власть то и дело говорит о каких-то больших проектах, которые вот-вот начнутся или уже начинаются, а с другой стороны статистика свидетельствует о том, что ничего подобного не происходит. В январе-августе текущего года построено всего-то около 317 тысяч квадратных метров жилья – почти на 10% меньше, чем в прошлом. При этом 216 тысяч из этого объема построено населением за счет собственных средств. Так что оставшимся в бараках ещё долго надо будет ждать переезда. Долгих им лет. Очень долгих!

Александр Сусоев 

3 КОММЕНТАРИИ

  1. Цитата в самую болевую точку: » Но публика уже не ждет от фокусников чудес, а молча покидает зал огромного старого цирка «Кузбасс» по разным выходам. Благо, они не закрыты наглухо, как в «Зимней вишне»».

  2. В накладе осевших невинных людей превращает «привратник» в кукол-зверей…

  3. Правдивая статья с иронией. Пусть её почитают в администрации Кремля на сон грядущий и пополнят надзорную папочку зелёного цвета.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here