Поплывет ли он оттуда в Европу и Азию – большой вопрос. Тем не менее, на днях Владимир Путин поручил до 10 мая текущего года разработать предложения по созданию железнодорожного маршрута до порта в поселке Индига (Баренцево море), который свяжет его с Сургутом.
Это позволит вывозить грузы из районов Западной Сибири, в том числе уголь Кузбасса, а также обеспечит транзитный путь для грузов из Казахстана. Такой маршрут в полтора раза короче Транссибирской железнодорожной магистрали. Напомним, что железную дорогу по тундре последний раз прокладывали при тов. Сталине.
Как известно, именно узость транспортного коридора от Кузбасса до морских портов Дальнего Востока является главным препятствием переброски кузбасского угля на экспорт в страны АТР и Европы. Такой путь и далек, и дорог. Уголь из нашего региона выгодно возить за тысячи километров только при высоких ценах на него. Именно такая конъюнктура сложилась в последнее время. По информации Минэнерго РФ, мировой спрос начал расти с ноября 2020 года и подогревался климатическими условиями. Однако медленное восстановление добычи после кризисных месяцев привело к недостатку предложения на рынке, что и отразилось на динамике цен. Напомним, в Кузбассе добыча угля упала в 2020 г. примерно на 30 миллионов тонн по сравнению с 2018 годом.
В результате стоимость угля выросла более чем в 2,5 раза, достигнув отметки 221,8 долларов за тонну, при этом своего пикового значения — 254 доллара за тонну — она достигла ещё в середине октября. Примерно такую же динамику продемонстрировали цены в странах АТР, выросшие с 89 долларов за тонну до 251 долларов за тонну. Здесь, кстати, сыграли роль санкции в отношении местных производителей из-за проблем с безопасностью на предприятиях, и последовавшее за этим сокращение добычи угля, а все вместе совпало с резким ростом потребления электроэнергии. Заметим, у нас темпы добычи тоже несколько притормозили после аварии на «Листвяжной».
Рынок коксующегося угля начал восстановление с весны 2021 года. По итогам 10 месяцев цены на него выросли в 3,3 раза и в конце октября превысили уровень в 401 доллар за тонну. Понятно, что владельцы угольных компаний, много лет добивавшиеся государственных инвестиций в модернизацию Восточного полигона, торопят власти ускорить и расширить пути вывоза, а губернатор Сергей Цивилев то и дело напоминает, что возможности по увеличению экспорта угля ограничены пропускными способностями РЖД.
По итогам девяти месяцев 2021 года, перевозки угля на экспорт в западном направлении, включая порты и погранпереходы, выросли более чем на 12% — до 66 млн тонн. Это две третьих всего экспорта кузбасского угля по железной дороге. Совместно с грузоотправителями и администрацией Кузбасса РЖД прорабатывает альтернативные маршруты доставки угольной продукции с использованием менее загруженных направлений. Судя по всему, одним из таких стратегических вариантов и будет строительство путей до Индиги.

Напомним также, что в августе, в ходе рабочего визита в регион первый вице-премьер РФ Андрей Белоусов заявил: возможности вывоза угля из Кузбасса в значительной мере определяют развитие угольной отрасли, и к 2024 году объемы экспорта в восточном направлении могут вырасти более чем на четверть — с 53 до 68 млн тонн. Этому будет способствовать развитие Восточного полигона железных дорог и реализация инвестиционной программы РЖД.
На прошедшем в сентябре прошлого года Восточном экономическом форуме президент страны Владимир Путин поддержал стратегический проект по выходу в незамерзающую часть Баренцева моря, который позволит разгрузить Транссиб. Общая сумма инвестиций в строительство порта может превысить 300 млрд рублей. И вот теперь поручил правительству разработать предложения. Таким образом, начальственная отмашка на проект дана, сроки обозначены. А вот будет ли дорога на самом деле построена – большой вопрос.

Дело в том, что инициатор строительства – владелец корпорации AEON миллиардер Роман Троценко — уже обещал на различных форумах приступить к строительству в 2020, затем в 2021 году, но год назад скорректировал планы: после проведения всех экспертиз строительство должно начаться в 2023 году и завершиться через пять лет. Ранее речь шла о запуске морского терминала в 2025 году. Так что вероятность появления портовых сооружений, а также тысяч километров рельсов и шпал в тундре снижается. Подозреваем, никакой план правительства и в этом случае не будет реализован. Разве только денежки в обозримом будущем выделят.
Откуда такой скептицизм? Да пример рядом – Восточный полигон. Мало кто обратил внимание, что в ноябре одного из “королей госзаказа” РЖД, подрядчика стройки БАМа и Транссиба, бывшего замглавы Минстроя Юрия Рейльяна арестовали. В СМИ сообщалось, что до 2019 года компании Рейльяна получали от РЖД крупные подряды по строительству Восточного полигона — Байкало-Амурской магистрали (БАМ) и Транссиба. По данным СПАРК, в 2016–2019 годах РЖД заключили со «Спецтрансстроем» и его «дочкой» «Трансюжстроем» контракты на более 100 млрд рублей… Короче, проворовались. Можно с высокой вероятностью спрогнозировать, что людей с другими талантами на строительстве дорог сейчас в России просто нет.
По данным угольного ведомства в правительстве Кузбасса, в начале ноября на складах предприятий оставалось лежать около 17 млн тонн угля. По прогнозу помощника главы администрации президента Анатолия Яновского, цены на уголь, достигшие рекордных $200 за 1 тонну, останутся высокими до марта текущего года.
Думается, чем меньше будут цены на уголь, тем реже в России будут появляться «фантастические» проекты вроде переброски кузбасского угля через Арктику. А затем, как это часто бывает, и деньги закончатся.
Александр Сусоев
Здесь дело даже не в угле, надо смотреть пошире. Выход к Северу! И самое главное — не на пустом месте строить ж.д. магистраль. Дорожка была проторена в советские времена. А узкое горлышко Трансиба «засорять» угольными составами — утопия и узколобочность. Надо вдумчиво смотреть на карту страны…