На майнинге

На проходящей в эти дни в Новокузнецке традиционной выставке «Уголь России и Майнинг» снова звучат обещания и призывы к рывкам и прорывам в угольном машиностроении, которые время от времени чуть ли не по-стахановски выдаёт на-гора губернатор Сергей Цивилев.

Вот и на этот раз он не удержался от оптимистического пророчества, каковое, впрочем, можно и не считать новостью. Однако наше дело не сообщить о событии, а поразмышлять о нём.

«Угольные предприятия Кузбасса всегда были испытательным полигоном для самого лучшего оборудования со всего мира, — заявил он, — но сегодня мы идем по пути технологического прорыва — нам важно сформировать внутренний отраслевой заказ со стороны угольных компаний на продукцию наших российских машиностроителей… Сегодня расширение производства отечественной продукции – один из ключевых факторов развития, залог устойчивости и конкурентоспособности нашей экономики. Прошлый год показал, что именно в условиях санкционного давления и ухода отдельных зарубежных компаний из нашей страны отечественные компании получили дополнительный стимул для роста и расширения рынков сбыта собственной продукции».

Лишне интересоваться, откуда губернатору известно, что Кузбасс был, а значит, остается испытательным полигоном — пусть и для самого лучшего оборудования. Если это так, то ему надо не речи произносить, а поручить соответствующим органам прекратить эту порочную практику – испытывать технику на действующих шахтах, где работают тысячи людей. А уж про то, что санкции нам помогают, что наши предприятия вот-вот займут освободившиеся ниши западных производителей для сбыта своих горных машин и вспомогательного оборудования, даже как-то неудобно говорить. Тридцать лет не занимали, а вот теперь вдруг займут?! Интересно, как это у них получится?!  

Судя по всему, губернатор, как и большинство нашего народа, свято верит, что для этого надо сделать соответствующие административные распоряжения, получив поддержку высоких столичных чиновников и, само собой, президента, после чего найти деньги — и вуаля! Вот именно так или примерно так весь процесс импортозамещения многими согражданами представляется: бросил денюжку в автомат, нажал на кнопку с соответствующим продуктом и лови его в лотке выдачи. Однако это слишком упрощенное представление.

На самом деле ни одна страна в мире, даже самая развитая, давно уже не производит всё, что ей необходимо у себя на территории. Это весьма затратно, да и времени много отнимает, поэтому для хоть каких-то шагов в горном имортозамещении нам необходимо для начала… снять объявленные России санкции, которые, якобы, нас укрепляют и делают сильнее. Каким образом это произойдет – не нам судить. Мы лучше о том, почему это необходимо.

Зависимост от импортного оборудования

На этой неделе Центр конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представил результаты мониторинга импортозамещения в России. Эксперты опубликовали результаты опроса среди руководителей: две трети промышленных предприятий в России испытывают высокую зависимость от импортного оборудования. Среди наиболее зависимых – угольная отрасль, о чём свидетельствует вот эта диаграмма.

Впрочем, и без опроса специалисты давно уже говорили не просто о зависимости, в чем не было бы большой беды, а о болезненной зависимости от импортных машин на добыче угля. Три года назад, например, АО «Росинформуголь» оценил отраслевую несвободу в процентах: многоковшовые экскаваторы (100 %), дизелевозы (99,6 %), погрузчики для открытых горных работ (93 %), очистные комбайны (80 %) и бульдозеры (76 %). То есть, ситуацию с импортозависимостью по этим позициям можно расценивать как критическую. Как неудовлетворительное можно расценивать и следующее соотношение – электровозы (65 %), буровые станки для открытых горных работ (54 %).

Доля импорта для отдельных видов основного оборудования при подземной добыче (механизированных крепей, добычных комбайнов) доходит до 80 %, для гидравлических экскаваторов при открытой добыче угля составляет 100 %, для карьерных самосвалов – более 80%, для оборудования по переработке и обогащению угля (гидроциклоны и флотационные машины) – более 65 %.

Тогда же отмечалось, что при столь высокой зависимости от импорта российские предприятия угольного машиностроения практически никто не представляет. Изменилось ли хоть что-то за эти годы по части импортозамещения? Хоть на процент? Как видим, ничуть не бывало! Вот и на нынешней новокузнецкой выставке громогласно заявлено, что участвуют в ней 500 компаний, в том числе 100 из Китая. А сколько там отечественных производителей? Сколько не болтов и гаек, а конкурентоспособных машин? О том скромно умалчивается, хотя ещё не так давно многие уповали на Юргинский машиностроительный завод, который должен был стать флагманом кузбасского горного машиностроения. Но как-то не заладилось.

В сообщениях говорится, что некая рабочая группа будет формировать отраслевой заказ на горную технику с перспективой на 10 лет вперед. Окститесь, какие 10 лет, когда есть все основания полагать, что для основной отрасли Кузбасса уже начался обратный отсчет: добыча и отгрузка много месяцев падают вместе с мировыми ценами на уголь.

Александр Сусоев

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here