Несмотря на значительный рост мировых цен на уголь и высокий спрос на него, угольным компаниям не удается вывезти всё добытое топливо. Например, в декабре среднесуточная отгрузка составила 8 174 полувагона, или 91,6 % к плану.

А всего, по данным министерства угольной промышленности Кузбасса, в 2021 году на шахтах и разрезах добыто 243,1 млн. тонн угля. Это больше, чем в 2020 г. – 220,7 млн. тонн, но меньше, чем в рекордном 2018 г. – более 255 млн. тонн. Уточняется, что открытым способом добыто 156 млн. тонн, а подземным – 87,1 млн. тонн. На начало декабря остатки угля на промежуточных и прирельсовых складах и в бункерах обогатительных фабрик составили 17,2 млн. тонн (+ 1 млн. т. к уровню прошлого года).

Напомним, что в течение нескольких лет областная и федеральная власть пытаются решить эту проблему путем модернизации Восточного полигона. И в Кузбассе, и в Москве по этому поводу прошло немалое число различных совещаний, в том числе и с участием президента Владимира Путина, который настаивал на увеличении экспорта кузбасского угля. Несколько месяцев назад в ходе Российской энергетической недели губернатор Сергей Цивилев говорил, что объемы вывоза угля в 2022 году могут вырасти. Ожидается, что они будут прирастать на 5 млн тонн ежегодно, начиная с нынешнего. А посетивший в прошлом году наш регион первый вице-премьер РФ Андрей Белоусов заявил, что к 2024 году объемы экспорта из Кузбасса могут увеличиться более чем на четверть — с 53 до 68 млн тонн. Этому будет способствовать развитие Восточного полигона железных дорог и реализация инвестиционной программы РЖД.

При этом подразумевается, что экспортные перевозки угля на железнодорожном транспорте будут осуществляться по принципу «вези или плати». Это может гарантировать угольным компаниям вывоз их грузов в восточном направлении, а также разгрузить БАМ и Транссиб. Соответствующие поправки к Уставу железнодорожного транспорта планируется рассмотреть совсем скоро — в первом чтении во время весенней сессии Госдумы. Добавим, что принцип «вези или плати» планируется применять для экспортных перевозок угля с железнодорожных станций, расположенных на территории Кузбасса к терминалам пропуска через границу на Восточно-Сибирской, Забайкальской и Дальневосточной железных дорогах. Объёмы перевозок по договорам «вези или плати» проект устанавливает на три ближайших года.

Однако дело не только в расчетах и принятых решениях. Поскольку поставки российского угля на мировые рынки зависят не только от уровня цен, но и от многих других причин, то проблемы могут возникнуть там, где их не ждали. Например, РЖД в январе пришлось ввести 17 ограничений на погрузку в адреса отдельных операторов морских терминалов и припортовых нефтебаз. Все потому, что в очередях на выгрузку к ним скопилось слишком много поездов. В первой декаде января железнодорожники отметили, что терминал «Ванинотрансуголь» на станции Дюанка выгружает вдвое меньше норматива — 263 вагона в сутки. Порт Посьет выполняет план только на 32%, принимая 111 вагонов с углем. При этом, выгрузку ожидали 15 поездов с углем.

Поделиться:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here