По обнародованным вчера данным департамента угольной промышленности областной администрации, за 7 месяцев с начала года общая добыча угля составила 141 млн тонн. То есть, снизилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, когда было добыто 145,1 млн тонн угля.

Это весьма болезненное падение для тех, кто считал: чем больше выведем из сельскохозяйственного оборота земель, увеличив количество разрезов, тем быстрее заживем лучше. Для адептов моноэкономики это даже не падение – провал. Что тому виной? Упавший спрос, транспортные проблемы с вывозом топлива по железной дороге или санкции? В отчете департамента ответ на этот вопрос не уточняется. Однако если среднемесячные темпы добычи сохранятся, то к концу текущего года угольщики Кузбасса смогут выдать на-гора только 242 млн тонн угля, а никак не 268 млн тонн, как планировали.  

Существенный «убыток» в добыче дают энергетические угли — 96,8 млн тонн, или на 7,2 миллиона меньше прошлогоднего результата. Пока ситуацию спасают коксующиеся угли, их добыча к прошлому году растет: за 7 месяцев 2018 г. – 41,1 млн тонн, а в текущем – 44,2 млн тонн. Однако экономический спад никак не обойдет и металлургов – главных потребителей кокса, поэтому и с коксующимися марками вполне могут начаться проблемы.

Возможно, у кемеровского «Кокса» они уже начались, и вовсе не по причине негативного тренда в мировой экономике, а в силу решений любимого правительства. «Один из крупнейших российских производителей металлургического кокса ПАО «Кокс», входящее в промышленно-металлургический холдинг Евгения Зубицкого, по итогам 2018 года сократило выручку на украинском рынке почти в девять раз, с 4 млрд до 460 млн рублей, — пишет газета «Коммерсант». — После введенных правительством РФ мер по ограничению экспорта на Украину и транзита через нее поставки угля, кокса и полукокса, ведутся по специальным разрешениям, выдаваемым Минэкономики. В июне большинство крупнейших экспортеров РФ либо остановили, либо сократили поставки угля в страну, а общий экспорт угля (всех марок) упал на 85,3% к тому же месяцу 2018 года. Введенные правительством РФ ограничения сказались в большей степени на коксующихся углях».

Ко всему прочему, цены на уголь в этом году в Европе и Юго-Восточной Азии, где находятся основные потребители кузбасских углей, резко снизились. Эксперты считают, что основными причинами падения стали низкие цены на газ, стимулирующие перевод на него электростанций, теплая зима, растущая плата за вредные выбросы в Европе и замещение угольной генерации возобновляемыми источниками – солнцем и ветром. Всё это вместе с российскими транспортными проблемами — извечный дефицит полувагонов, низкая пропускная способность железной дороги и рост тарифов — не внушают оптимизма при ожидании очередного рекорда добычи угля в Кузбассе. Напомним, что по итогам 2018 года он установлен на уровне 255,3 млн тонн.   

Понятно, что снижение добычи – это снижение отчислений налогов в консолидированный бюджет области с непременным урезанием социальных расходов, заложенных в бюджет. При сохраняемой стабильности всех экологических проблем – высочайшем уровне нерекультивируемых земель и концентрации угольной пыли в атмосфере населенных пунктов.

Впрочем, даже если не касаться актуальной природоохранной темы, то и при высоких мировых ценах на черное золото жители самой угольной области России не особо чувствовали улучшений качества жизни. Разве что яхты у владельцев УК становились длиннее, дворцы красивше, да ещё росли зарплаты футболистов «Челси», которые проблем в угольной отрасли Кузбасса и на этот раз не заметят.  

Александр Сусоев

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here