Уголь кузбасса

Владельцы угольных компаний за много-много лет пальцем не шевельнули, чтобы вывести регион из разряда сырьевых в высокотехнологичные. Теперь они уповают только на рост экспорта, но чудеса случаются редко и не по заказу.

По данным Минуглепрома, в 2023 году добывающими топливо компаниями выдано на-гора 214,2 млн тонн угля. Напомним, что примерно такой же результат был продемонстрирован в далеком 2015 году – 215,8 млн тонн. Однако к тому периоду добыча неуклонно росла, оттолкнувшись от дна 90-х, а по итогам минувшей пятилетки она из года в год снижалась от максимального результата 2018 года – 255,3 млн тонн. При этом на 1 января текущего года на складах предприятий и погрузочных станций по-прежнему лежат остатки — около 22 млн тонн топлива, вывезти которые хоть на запад, хоть на восток весьма проблематично.

Вот именно для такого случая, когда добытый уголь девать некуда, пригодились бы практические результаты научных изысканий по глубокой переработке каменного угля, которой была посвящена Всероссийская научно-практическая конференция, проходившая в Кемерове в январе 2016 года. Она так и называлась: «Перспективы развития углехимии в России: наука, технологии и производства».

СМИ тогда возвышенно писали, что именно в Кемеровской области, как нигде в России, целесообразно начать развитие производств, позволяющих получать из угля товары высокого передела — те же сорбенты, смолы, метанол, бензол. До 130 видов одних только химпродуктов. 

Сообщалось, что добрая половина из двухсот с лишним проектов, аккумулируемых на базе Кузбасского технопарка, относятся к сфере переработки угля и техногенных отходов. Пилотные проекты реализуют объединившиеся в кластер ведущие предприятия региона – «СДС-Уголь», «СУЭК», «Кокс», «СДС-Азот» и другие. А на базе Караканского разреза в Беловском районе началось формирование угольно-энергетического комплекса, где в перспективе планируется наладить полный цикл производства коксохимической и химической продукции.

Поскольку тогда ещё было очень модно употреблять слова с приставкой нано-, то первый заместитель руководителя российского ФАНО (Федеральное агентство научных организаций) Алексей Медведев ввернул его в своём выступлении: «В России 23 научные организации ведут исследования в области углехимии, а именно: коксохимии, сжижения угля, газификации, технологий получения наноструктурированных материалов, извлечения редкоземельных и драгметаллов».

Вслед за ним тогдашний заместитель губернатора Максим Макин добавил: «Я уверен, собственники угольных компаний, которые повернутся сегодня в сторону углехимии, начнут вкладывать в нее средства, завтра будут на коне. Считаю, должно быть разработано технико-экономическое обоснование реализации проектов по выпуску дорогостоящих продуктов из металлургического кокса и каменноугольной смолы, и начат поиск инвесторов для реализации этих проектов в России и Кузбассе».

Итак, с той поры прошло ровнехонько 8 лет. И кто тут у нас на коне? В общем, зря был так уверен в собственниках угольных компаний чиновник региональной администрации. Они продолжили делать то, что успешно делали до этого — взрывали, бурили, копали, грузили и вывозили уголь в Забугорье, а затем там же вкладывались в яхты, дворцы, футбольные клубы и т.д.  А вот по части инвестиций в высокотехнологичные современные производства на территории Кузбасса – шиш без масла!

На яхте

Впрочем, не зря ли мы заглянули в такое прошлое? Может, с тех пор приоритеты как-то поменялись, ведь и региональная власть тоже сменилась? Вот вам выступление губернатора Сергея Цивилева на заседании секции «Угольная промышленность» в ходе международной научно-практической конференции «Развитие производительных сил Кузбасса», проходившей в конце прошлого года. Тут, как говорится, не прибавить, не убавить:

«До сих пор часть сотрудников наших федеральных министерств и экономистов находятся в понимании, что угольная отрасль не нужна, что она вредна и её надо сокращать. И делают мне предложения, официально: а давайте мы, Сергей Евгеньевич, сократим угольную отрасль, чтоб железную дорогу не забивать. А вместо угольной отрасли мы вам поможем создать новые производства, чтобы вы людей туда могли перевести. На что я им ответил: «Никогда такого не будет! Никогда! Угольная отрасль будет развиваться быстрыми темпами. Мы будем развивать параллельно и не угольные отрасли, но только параллельно, а не взамен».

Понятно? Ни при каких обстоятельствах взамен дедовских способов добычи угля ничего создаваться не будет. В общем, не было в Кузбассе никакой мудреной углехимии и, видимо, не будет. А то пишут-пишут: конгресс, немцы какие-то. Голова пухнет!

Александр Сусоев

4 КОММЕНТАРИИ

  1. Строго говоря, основной «профессией» города Кемерово и некоторых других городов области ещё в советские времена была именно углехимия. Но это ведь слишком сложно, и времени требует. Куда проще сохранить Кузбасс в качестве главной углярки страны, выгрести и вывезти оттуда всё, что можно, а дальше хоть трава не расти.

  2. Никакого обрушения добычи угля в Кузбассе вовсе и нет. Кто-то ради своего кармана продолжает ставить необдуманные рекорды ещё с советских времён, но тогда это было вполне обоснованно с развитием страны. Даже Кемеровскую область образовали в январе военного 1943 года. А сейчас такой нужды нет выдавать на гора. Государство не должно «пахать» ради захватчиков угля в плане транспортировки по РЖД. Пусть самолётами летают.

  3. Пишется горькая история земли Кузнецкой, когда «чумазые голодранцы девяностых» оккупировали народное добро — угольные недра — и сосут новоявленные топтунишки и их урядники и поныне, ничего не давая взамен, не вкладываясь в развитие других отраслей, занимаясь языкастой болтовнёй из уст горемыки-посаженца. А зачем? Итак денежной рекой текут сокровища во вражьи закрома, а до простого народа им нет никакого дела. Но придёт время…

  4. Ух, как занесло и понесло губернатора на поворотах региона:
    «Никогда такого не будет! Никогда! Угольная отрасль будет развиваться быстрыми темпами. Мы будем развивать параллельно и не угольные отрасли, но только параллельно, а не взамен».
    Да всем стало известно и понятно , не секрет, кто и для чего поставил выходца из колмара в роли угольной шестёрки, продавив президента… И рад бы сейчас свинтить из региона, но кто ж отпустит «лимиту», запустив на второй срок последний самый. И будут рвать землю до последнего с помощью прислужника, пока не наступит национализация народных недр…

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here