Сегодня должен быть оглашен 12-й пакет антироссийских санкций Евросоюза, содержание которого может иметь значение для экономики Новокузнецка, а значит, и для Кузбасса, в целом.
В прессу уже просочились основные положения очередных рестрикций. Среди запретов, помимо прочего, числятся ограничения на импорт из России «определенной номенклатуры обработанных металлов и алюминиевой продукции». Что конкретно подразумевает эта фраза, пока неизвестно, но вполне вероятно, что «черный список» включает в себя рельсы ЕВРАЗ ЗСМК и продукцию НкАЗа.
В Европе об отказе покупать рельсы новокузнецких металлургов прежде публично заявляла лишь Великобритания, которая с известных пор членом ЕС не является. В МИДе Соединенного королевства пояснили, что Evraz производит значительную часть российских колес и рельсов, и, значит, способствует военным поставкам для нужд СВО. (Кроме того, британский регулятор, пользуясь возможностями, которые предоставляет ему лондонская «прописка» Evraz, всячески затрудняет его деятельность в инвестиционной сфере и практикует персональные санкции против владельцев холдинга).
Конкретно же в Евросоюзе никто «рельсовую войну» ЕВРАЗу вроде бы не объявлял. Стоит заметить, что тамошний рынок давно поделен, и экспансия холдинга в этом направлении до сих пор ограничивалась разовыми поставками рельсов в Грецию и Прибалтику. Правда, санкции, если они все-таки будут приняты, могут в дальнейшем создать некоторые проблемы при продлении действия полученных ранее сертификатов.
А вот нашему крылатому металлу могут действительно «пощипать перья», несмотря на июльское обращение Ассоциации европейской алюминиевой промышленности (European Aluminium), где содержалась просьба вывести из-под действия планируемых санкций компанию UC Rusal, поскольку она «слишком глубоко интегрирована в мировой бизнес». К этому остается только прибавить возникшие в последнее время слухи о приостановке деятельности или даже закрытии НкАЗа, которые при негативном развитии сценария могут оказаться вполне реальными.