В текущем году компания «Сибантрацит» намерена завершить работы по ликвидации еще трех выработок бывших шахт, принадлежащих когда-то «Шахтоуправлению Анжерское» и расположенных на территории города Анжеро-Судженска. Причем, как следует из официально распространенной информации, компания предполагает также демонтировать наземные сооружения и организовать наблюдение за провалоопасными зонами и уровнем подземных вод.

Как это будет осуществляться на деле, трудно предположить. О том, что на территории бывшего шахтоуправления возник юридический казус, мы уже рассказывали в одной из своих публикаций. Если изложить ситуацию вкратце, то дело на сегодняшний день обстоит следующим образом: все, что находится на земле из того, что когда-то принадлежало ШУ «Анжерское», сегодня числится на балансе компании «РегионЭнергоТранс», а все, что под землей, принадлежит «Сибантрациту» в соответствие с имеющейся на данное месторождение лицензией.

Истоки противоречия уходят не в такой уж далекий 2016 год, когда правительство страны внесло предложение не просто раздавать недра с угольными запасами будущим владельцам, а обременять это право обязательством ликвидировать остатки предприятий, где добыча перестала быть перспективной. На местах (в Кузбассе, в частности) это предложение было воспринято буквально, и вскоре собственником обанкротившегося «Шахтоуправления Анжерское», куда входило сразу несколько угольных предприятий, стал «РегионЭнергоТранс». Но лицензия предприятию была выдана только на один год – ведь аукцион на разработку перспективного участка «Верхнетешский» никто не отменял.

Новоявленный собственник, усердно занявшийся обслуживанием и консервацией шахт-банкротов, наивно предполагал, что будущее мероприятие (конкурсные торги) станет ничем иным, как пустой формальностью. Увы, в итоге все оказалось значительно сложнее, и победу в аукционе одержал «Сибантрацит». «Как так? Кто нам теперь компенсирует те немалые затраты и выплатит хотя бы часть упущенной выгоды, на которую рассчитывали?», — задавали вопросы оказавшиеся не у дел предприниматели. Но ответы на них так и не получили ни в 2018 году, ни позже. Кто будет обращать внимание на небольшую, в общем-то, конторку, когда на ее место пришел настоящий гигант — пусть и с не совсем понятным менеджментом после смерти Дмитрия Босова, но от этого гигантом не перестающий быть.

Конечно же, руководство «РегионЭнергоТранса» стало противиться новоявленному хозяину недр, не допуская того на свою территорию – благо, все, что находилось на земле, компания предусмотрительно перевела на свой баланс. И потому, соответственно, выставила на подступах к объектам охрану. Следует отметить, что на данный момент «РегионЭнергоТрансу» приходится бороться не только с конкурентом, но и с администрацией Анжеро-Судженска, однозначно занявшей позицию победителя аукциона. «А что же область?», — вправе спросить вы.

Областное правительство вообще никак не реагирует на сложившуюся ситуацию – словно и нет весьма серьезных разногласий между хозяйствующими субъектами. Между тем, конфликт сугубо юридических лиц в какой-то момент вполне может перерасти и в людскую междоусобицу, если принять во внимание упорство и тех, и других. Не реагируют на возникшее противостояние и правоохранительные органы, к которым, отстаивая законно оформленную на предприятие территорию, не раз обращался генеральный директор «РегионЭнергоТранса» Владимир Леонов с требованием возбудить уголовные дела по статьям «Самоуправство», «Умышленные уничтожение или повреждения имущества» и некоторым другим.  

С появлением в рядах управленцев «Сибирского антрацита» Василия Еремеева, как рассказывают наши респонденты из Анжеро-Судженска, конфронтация значительно усилилась. По словам Василия Владиславовича, именно он назначен головной компанией руководить местным подразделением. Что может свидетельствовать только об одном – к компромиссному решению обладатель лицензии на недра сегодня не готов. Достаточно хотя бы бегло познакомиться с предпринимательскими «успехами» Еремеева в интернете, чтобы понять – «Сибантрацит» на данном этапе интересует не ликвидация бывших шахт, не потенциальное расселение людей с подработанных территорий, а возможность вынудить оппонента уйти без какой-либо компенсации вообще.  Понятно, что «РегионЭнергоТранс» такой подход не устраивает.   

Имя Василия Еремеева связано с пятью бизнес-структурами, которые были организованы непосредственно с его участием. ООО «ПИРОФИЛЛИТ» с юридическим адресом в Башкортостане и ООО «ТОРГОВЫЙ ДОМ «КМЗ», зарегистрированное в Елабуге (Татарстан), на данный момент ликвидированы. Как, впрочем, и ИП с юридическим адресом в Москве. В стадии ликвидации находятся  ООО «КМЗ» (Удмуртия) и большинству из нас знакомое по многочисленным судебным тяжбам на почве экологии ООО «ЭНЕРГОУГОЛЬ». Это все. Преуспевающих или прежде процветающих в данном перечне нет.

Вообще, судебная волокита – конек Еремеева. Только с «Энергоуглем» связано более 200 уже рассмотренных и еще рассматриваемых дел. Продолжаются и судебные слушания, связанные с деятельностью ИП, которое было ликвидировано еще в 2020 году, просуществовав семь лет. Хорошо, если Василий Владиславович и через решение конфликта в Анжеро-Судженске продолжит оттачивать свое правовое мастерство, уповая на многолетнее разбирательство. Но как тогда быть с уже объявленным демонтажем наземных сооружений, с грядущим переселением? 

Поневоле напрашивается более негативный сценарий развития событий, потому что в зал судебных слушаний можно зайти и «с другой стороны» – попытавшись сначала силой решить проблему в свою пользу. То есть, захватить спорную территорию. Если так, то ничего хорошего это не сулит ни людям, которых конфликтующие стороны могут использовать в противостоянии, ни имиджу региона.

Евгения Шпакова  

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here