Ноябрь отметился в Китае серьезным увеличением импорта угля после того, как на местных шахтах произошла серия аварий со смертельным исходом. Но главным выгодоприобретателем в результате стала не Россия, а совсем другая страна – Монголия.
Несмотря на то, что экспорт российского угля в КНР, по прогнозам, составит в 2023 году рекордные 104 млн тонн (а это +41.9% к показателю прошлого года), конкурентную среду никто не отменял. В ноябре Монголия с 7,9 млн тонн вышла на второе место среди экспортеров этого вида топлива в Поднебесную, уступив только Индонезии. Причем, основу поставок из Монголии составил высококачественный коксующийся уголь для сталелитейной промышленности, тогда как Индонезия поставляла в основном уголь энергетический.
Обозреватели отмечают, что такой скачок в экономических отношениях наших соседей стал возможен благодаря расшивке узких мест на железной дороге в Монголии. Но в декабре повторить такой успех вряд ли удастся из-за морозов и обильных снегопадов, которые уже нанесли ущерб экспортирующим компаниям.
Что касается будущих поставок, то и России, и Монголии наверняка придется платить в 2024 году хоть и небольшую, но пошлину, именуемую «ставкой наибольшего благоприятствования», — в нынешнем такого обременения не было. Для коксующегося угля она составит 3%, а для энергетического – до 6%. В то же время уголь, поступающий из Австралии и Индонезии, будет иметь пошлину в виде нулевой ставки.