На восточном направлении успехов в продвижении кузбасского угля в страны АТР так и не наблюдается. Более того, по итогам августа туда оправлено угля меньше, чем в провальном 2020 году. Впрочем, большинство жителей региона отлучено от финансовых успехов главной отрасли региона, поэтому населению «до лампочки» и добыча, и её конечный результат.

Никого из них, например, не опечалит прогноз, что в 2021 году угольным компаниям, работающим в Кузбассе, снова не удастся не то что превзойти, а даже повторить рекорд годовой добычи 2018 года – 255 млн тонн. Министерство угольной промышленности опубликовало вчера результаты работы главной отрасли региона: за январь-август выдано 158 млн тонн. Напомним, что за то же время в 2018 году добыли почти 168 млн тонн. При этом остатки топлива на складах угледобывающих предприятий составляли на начало сентября более 15 млн тонн. Так что все эти рабочие совещания с заклинаниями: «реализовать проекты», «уложиться в сроки», «окончательно утвердить», «обеспечить выполнение целевых показателей» остаются пока типичным набором нереализованных пожеланий — чем-то вроде наказов избирателей депутатам, которые для придания значимости тщательно записываются и публично оглашаются, но выполнять их никто не собирается. И дело тут не в расторопности или отсутствии желания, а в изношенной донельзя транспортной инфраструктуре, в том числе железнодорожной.

Помнится, месяца два назад в СМИ появилось сообщение, что из-за обрушения моста после сильных дождей рухнул железнодорожный мост через небольшую реку, в результате моментально и наглухо остановилось движение на Транссибе – в ту самую горячую пору, когда уголь дорожал, и его надо было только довезти до потребителей. Не получилось, о чём лишний раз попенял и угольщикам, и железнодорожникам Владимир Путин во время выступления на Восточном форуме. Кстати, незадолго до этого заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Алексей Шило клятвенно пообещал, что «…из-за чрезвычайной ситуации в Забайкальском регионе было допущено отставание 700 тысяч тонн, в августе вышли на плановые темпы отгрузки. К концу года отставание будет восполнено». Результат августа по транспортировке топлива мы уже называли – на восток экспортировано на 100 тысяч тонн угля меньше, чем год назад.

Впрочем, надо ли огорчаться? Хотя у нас в области есть немало людей, которые вполне искренне верят в то, что от успехов угольной отрасли зависит не только её процветание, но также их нынешнее материальное благополучие и будущее их детей. Прямо как в лозунге: «Выше добыча – краше и богаче наша жизнь!». Наверняка с этим не будут спорить ударники капиталистического труда из горняцких бригад-рекордистов, в какой-то степени железнодорожники, ну ещё те немногие, кто ремонтирует горную технику или трудится в каких-то смежных предприятиях. А оставшееся большинство – лишние люди, которые угля не добывают, БелАЗы не водят, полувагоны не ремонтируют, а только требуют от власти всякой помощи (медицинской особенно), а также льготных тарифов, доступных продуктов и товаров. Бюджета на них не напасешься!

На самом же деле население Кузбасса от угольных рекордов и дорогих цен на уголь ничего кроме повышенного уровня заболеваемости, травматизма и высокой смертности не имеет. К слову, с началом осени жители частного сектора практически всех шахтерских городов и поселков снова начали жаловаться на низкое качество угля, которым надо топиться всю зиму. То есть даже за деньги в самом угольном регионе населению пытаются впарить то, что даже отходами назвать нельзя.  А посмотрите уровень средней зарплаты работающих в Кузбассе: при том, что статистическая средненадутая составляет 46 622 рубля, в образовании ее уровень – 38 014, в здравоохранении – 40 866, хотя по «майским президентским указам» — кто их ещё помнит – давно должна быть хотя бы вровень со средней.

Не будем сравнивать их зарплаты с коллегами в Красноярском крае, чтобы не так стыдно было, а посмотрим на географических соседей слева от нас – из Новосибирской области, где уголь миллионами тонн не экспортируют, да и металлургические предприятия над их головами не дымят. По результатам января-июня 2021 года средняя зарплата там 43 694 рубля — чуть меньше, чем в Кузбассе, зато в образовании – 40 349, в здравоохранении – 43 921 рубль. То есть принцип хоть какой-то справедливости в распределении бюджета у соседей все же прослеживается.

А ведь кроме более скромного уровня доходов и зарплат населению Кузбасса тяжелая промышленность уже самим своим существованием наносит непоправимый ущерб как здоровью людей, так и экологической безопасности. Однако никаких дополнительных выплат за это ни от угольщиков, ни от металлургов жители региона не получали и не получают. Почему? Да потому что тогда некоторым бывшим нашим гражданам яхты не на что строить будет, а тем, кто их покрывает – дворцы.

Сергей Борисов

Поделиться:

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Вы правы: «…большинство жителей региона отлучено от финансовых успехов главной отрасли региона, поэтому населению «до лампочки» и добыча, и её конечный результат». А кое кто из «благостных» карманных намерений разрывает себя на части, пребывая в проблемном «300-летнем» Кузбассе, головой тоскуя по прибыльным просторам угольной Якутии.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here