Хвостохранилице

ЕВРАЗ ЗСМК вновь выносит на общественные слушания проект реконструкции гидроотвала, так как первый вариант проекта Главгосэкспертиза завернула, и его пришлось переделывать.

Речь идет об очистке прудов-отстойников, рекультивационных работах и наращивании дамбы шламохранилища (на пять метров в высоту), что, как рассчитывают на комбинате, позволит продлить срок эксплуатации гидроотвального хозяйства до 2031 года.

Первые общественные слушания по проекту прошли осенью прошлого года.  Поскольку хранилище жидких отходов металлургического производства располагается на территории Заводского района и на землях Новокузнецкого сельского района, слушания прошли в обеих администрациях — в первом случае в очном формате, а во втором в виде письменного опроса. В ходе обсуждения затрагивались вопросы не только технического, но и социального толка, что неизбежно в дискуссиях на экологические темы.

Скажем, экоактивисты настаивали на проведении дополнительных исследований о влиянии гидроотвала на здоровье населения близлежащих поселков — Сидорово, Бардино и Шахтерский (последний, к примеру, расположен менее чем в 300 метрах от объекта).  В ответ прозвучало, что такие исследования не входят в проектное техзадание и не предусмотрены законодательством РФ (?) Не слишком убедительным представляется и ответ на замечание общественников по поводу предельного размера возмещения ущерба в случае гидродинамической аварии. Сумма явно недостаточна — 109 млн рублей.

Помимо прочего, экоактивисты указали на несоответствие «стратегических установок» властей и металлургов. Первые ратуют за радикальное сокращение сброса отходов в шламохранилище и получение из них строительных материалов, а специалисты ЕВРАЗ ЗСМК считают, что содержимое гидроотвала для этой цели малопригодно и полагаются на применение «передовых технологий хранения шламоотходов».

Кроме того, в ходе слушаний были представлены разные мнения касательно сейсмоустойчивости дамбы шламохранилища: у экоактивистов есть серьезные сомнения в способности сооружения выдержать 9-бальное землетрясение, хотя чиновники вслед за проектировщиками в этом уверены.

Резюмируя итог прошлогодних слушаний, можно сказать, что местные власти полностью разделили мнение экспертов центра «Промгидротехника», утверждавших, что проект соответствует всем экологическим нормативам. Возможно, на эту позицию, в конечном счете, повлияло то обстоятельство, что содержимое шламохранилища относится к IV и V классу опасности – то есть, к самым «безопасным» отходам. Так или иначе, районные власти пришли к выводу, что слушания прошли успешно и критикой экоактивистов можно пренебречь. Вот только Главгосэкспертиза представленный ей проект завернула на доработку…

Новые слушания назначены на 7 декабря. Они пройдут в администрации Заводского района Новокузнецка, где, начиная с 17 ноября, можно будет ознакомиться с документацией и материалами по ОВОС. Не исключено, что необходимость переделки проекта, как и повторная процедура слушаний, не лучшим образом отразятся на чьей-либо репутации, но, как говорится, бывало и хуже. Не лишне вспомнить об аварии на хвостохранилище Абагурской аглофабрики Евразруды, случившейся 19 сентября 2010 года. Тогда из-за прорыва дамбы резервного отстойника огромная грязевая масса отходов обогащения, разбавленная осветленной водой, которая используется в оборотном водоснабжении фабрики, ушла в Кондому – случилось это недалеко от устья реки, а значит, все это попало и в Томь. Кроме того, отходы накрыли более трех гектаров земли.

Примечательная деталь: первый сигнал о ЧП поступил не от работников, обслуживающих хвостохранилище, а от проезжавшего мимо машиниста тепловоза, увидевшего промоину в дамбе и вынос грунта в Кондому. Уже одно это характеризует уровень «инженерно-технического надзора» на объекте.

Позднее выяснилось, что хвостохранилище № 2, являющееся аварийной емкостью, периодически переполнялось, но переливы через гребень дамбы не сильно тревожили персонал. После аварии служба охраны окружающей среды и промсанитарии Евразруды оправдывалась тем, что «хвосты, которые сдвинулись в результате прорыва на дамбе, практически не опасны, так как содержащиеся в них химические вещества находятся в основном в связанном виде». Ну да, это же отходы самого «безопасного» V класса – почти нектар!

Вот только Росприроднадзор, определив размер ущерба, предъявил Евразруде через несколько месяцев счет на 1 млрд 148 млн рублей! Беспрецедентная для экологических исков того времени сумма. Впрочем, позднее юристы компании проявили сноровку, и было заключено мировое соглашение, исходя из которого Росприроднадзор засчитал в качестве основной части компенсации расходы ответчика на ликвидацию последствий аварии и на разработку новой природоохранной программы. И, разумеется, принял во внимание его клятвы насчет того, что «больше никогда не повторится…»

Обещание сохраняло свою силу до поры, до времени. Следующая авария на Абагурской фабрике – разгерметизация шламопровода с последующим разливом хвостов – случилась 10 января 2021 года.

Александр Денисов

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here