Почему в регионе доминирует исключительно угольная промышленность? Случайно ли, что многие попытки кузбасских властей реанимировать предприятия других отраслей так и не были воплощены в жизнь? Вопросы, которые вполне можно отнести к риторическим. Согласитесь, хлопотное это дело — заниматься реальной экономикой, а уж тем более — диверсификацией.  

Достаточно вспомнить всего лишь один из проектов, который уже давно бы должен сделать жизнь населения северной части региона более перспективной. Чуть больше двух лет назад, в конце июля 2018 года тогда еще врио губернатора Кузбасса Сергей Цивилев громко презентовал строительство лесопромышленного комплекса глубокой переработки древесины, который, по его клятвенным заверениям, обязательно появится в Анжеро-Судженске в самое кратчайшее время. Пресс-служба администрации области в те дни вещала:

«Трехстороннее соглашение о взаимодействии заключили Коллегия областной администрации, Агентство по привлечению и защите инвестиций и ООО «Холдинговая компания «Экология ресурсов» (из Красноярска  — прим. автора). …В соглашении закреплено взаимодействие сторон в сфере реализации инвестиционной деятельности, направленной на создание новых производств, модернизацию и внедрение новых технологий, включая территории опережающего социально-экономического развития, с целью производства импортозамещающей продукции, а также переработки сырья, создания продукции высокой добавленной стоимости на территории Кузбасса. Так, ХК «Экология ресурсов» намерена создать на территории опережающего социально экономического развития «Анжеро-Судженск» лесопромышленный комплекс. В его состав войдут предприятия с полным циклом переработки всех пород древесины и отходов. Созданные предприятия будут отвечать современным требованиям экологического и рационального использования лесных массивов с полным восстановлением ресурсов. Базой для создания такого ЛПК станет незавершенное строительство фанерного производства в Анжеро-Судженске. За счет модернизации и завершения строительства фанерного комбината, а также создания новых производств в ТОСЭР, будет производиться продукция, которая востребована на внешнем и внутреннем рынках и используется в строительстве, промышленном производстве, транспорте и производстве мебели. Применение новых технологий в области переработки древесины и использования отходов позволит ЛПК обеспечить рынок высококачественной продукцией мирового уровня».

Как видим, планы были грандиозные. На первом этапе красноярским инвестором от «Экологии ресурсов» планировалось запустить фанерное и лесопильное производство. По пункту «ресурсосбережение» все отходы этих предприятий мечталось использовать для производства прессованных паллет. Руководство области уверяло, что такая продукция на территории РФ нигде больше не производится, а значит, она будет иметь большой рынок сбыта с перспективой, позволяющей со временем увеличить мощности.

Назывались и инвестиции в реализацию этих трех проектов – порядка 6 млрд рублей.

Сергей Цивилев, который поручил ускорить сроки их реализации и запустить производство уже в 2019 году, был полон оптимизма: «…эти проекты нужны Анжеро-Судженску, и они кардинально повлияют не только на развитие города, но и всего севера Кузбасса». Ни у кого не должно было возникать сомнений и в координации совместных действий: «…областные власти обеспечат благоприятный инвестиционный климат для реализации данных проектов, сотрудники Агентства по привлечению и защите инвестиций берут на себя обязательство по сопровождению в реализации инвестпроектов по принципу «одного окна».

Эксперты, комментируя заключенное соглашение, отмечали тогда, что запуск такого мощного производства позволит компании стать крупнейшим в Кузбассе производителем фанеры и значительно улучшить экспортный потенциал региона.

Помнится, как после этого встрепенулись жители безработного и бесперспективного Анжеро­-Судженска. Впрочем, как и население близлежащих районов. Ведь на этом предприятии планировалось организовать больше тысячи рабочих мест. Немалые планы на сотрудничество с новым заводом строили и лесопромышленники северных территорий Кузбасса, надеясь на развитие собственного бизнеса. В Ижморском, к примеру, местные власти даже заговорили о строительстве мебельной фабрики из экологически чистой древесины. Лишь экологи не на шутку забеспокоились, полагая, что с вводом на полную мощность завода от всех лесов в регионе останутся одни пеньки — всё пустят на фанеру да паллеты.

Однако вскоре после подписания вышеуказанного соглашения у красноярского инвестора интерес к анжерскому заводу пропал, и до сих пор он, несмотря на напрасно вложенные огромные инвестиции, так и не построен. Мнения на этот счет есть разные. Одни считают, что инвестор не смог найти обещанной поддержки у кузбасских властей при реализации проекта – между участниками соглашения появились серьезные разногласия по многим вопросам. А вот специалисты лесопромышленного комплекса предполагают, что для его успешной и выгодной реализации красноярскому инвестору попросту не хватило бы лесных ресурсов, которыми располагает наш «Зеленый Кузбасс». Видимо, при расчетах на начальной стадии была совершена ошибка, а когда она была обнаружена… Какой адекватный инвестор, вкладывающий средства в производство, станет работать, не видя перспектив?

Здесь будет уместно напомнить о грустной многолетней участи этого анжеро-судженского предприятия (на главном снимке). ЗАО «АФК» было учреждено еще в 2006 году для строительства завода производственной мощностью 60 тыс. кубометров фанеры в год, в том числе 30 тыс. — ламинированной и 30 тыс. — березовой. Для чего в 2008 году было заключено соглашение с одной из польских компаний, по которому она должна была инвестировать 47 млн евро. Финансирование проекта на 85% обеспечивалось кредитом польского банка, 15% — средствами самого АФК. Однако проект так и не был завершен, поскольку в 2010 году польская сторона отказалась от него. В апреле 2017 года на предприятии было введено конкурсное производство, а в 2018-м им заинтересовался тот самый красноярский инвестор, так воодушевленно представленный Сергеем Цивилевым, и который, как не прискорбно, также вскоре потерял к нему интерес.

Между тем, анжеро-судженцы в последнее время активно обсуждают безрадостное будущее этого недостроенного и почти бесхозного объекта. До них то и дело доходят тревожные слухи, что завод будет перепрофилирован в крупное и экологически вредное мусороперерабатывающее предприятие. Поскольку сейчас («Волость» об этом писала) с северных территорий ТБО свозятся на окраину города и там сжигаются, а жители от этой ядовитой гари задыхаются. Слухи не лишены резона, ели учесть, что других предприятий по переработке мусора в округе и близко нет.

Видимо, чтобы успокоить эмоциональных горожан, на днях власти Анжеро-Судженска в видеосюжете городского телевидения под презентационным названием «На фанерном комбинате будут производить фанеру» устами начальника управления промышленности и предпринимательства Ильи Челякина рассказали, что нашли нового инвестора. И заверили, что как только достроят объект, завод будет производить только фанеру и ничего другого, кроме фанеры. Правда, кто этот инвестор, откуда, что он собой представляет и почему проявил интерес именно к этому заводу, об этом чиновником ни слова сказано не было. А областные власти о дальнейшей судьбе анжеро-судженского предприятия будто и вовсе забыли. 

Но в нынешнем информационном веке шила в мешке не утаишь: инвестор, который проявил интерес к фанерному заводу с дважды незавершенным строительством — воронежское ООО «ТЦ ОЦМ». В итоговом протоколе торгов сказано, что при стартовой цене в 360 млн рублей «ТЦ ОЦМ» было признано победителем с заявкой в 295,3 млн рублей. ООО «ТЦ ОЦМ» — малое предприятие, учрежденное в апреле 2017 года с уставным капиталом в 120 тыс. рублей, и в нём числится всего 4 работника. С другими юридическими лицами, если верить официальной информации, организация никак не связана. А занята она, если зайти на сайт компании, бизнесом, который весьма далек от фанерного производства. Это – «ведущий торгово-складской комплекс Воронежа по хранению и переработке металлопроката».

Многие знания – многие печали: вопросов, как видите, только прибавилось. Что намерена хранить и перерабатывать воронежская компания в Анжеро-Судженске? Лес? Или же все-таки металлический лом вкупе с мусором, не меняя кардинально профиль своей деятельности? Не стоит исключать и возможность использования малого предприятия из Воронежа в роли теневого инвестора.

Ничего не остается, как надеяться на официальный ответ правительства Кузбасса, чтобы жители Анжеро-Судженска и дальше не оставались в неведении, тиражируя собственное беспокойство. 

Сергей Маринин

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here