Все знают, насколько упал уровень среднего образования по сравнению с советской системой. Встреть нынче выпускника школы, грамотно пишущего и изъясняющегося по-русски – приятная редкость. А как обстоят дела с наукой? Вопрос не праздный, учитывая, что Кузбассу предстоит в ближайшее время войти в число мировых лидеров.

В августе прошлого года на совещании в Сколково был представлен пилотный проект научно-образовательного центра (НОЦ) мирового уровня под названием «Кузбасс». В числе пяти прочих, представлявших различные субъекты Федерации. В Кремле вдруг решили, что концентрировать научную мысль в столице страны вовсе не обязательно, достаточно на ее улицах  головных офисов самых различных фирм с миллионами «менеджеров», которые заняты аккумулированием финансов во славу бурно развивающейся Москвы. «Пусть себе эти эйнштейны думают и творят на периферии», — решено было на самом высоком уровне. В нынешнем году сквозь сито отбора должны пройти еще пять региональных центров (не забудьте — мирового уровня!), в следующем – еще пять.

Амбициозная цель Кузбасса, озвученная на том семинаре губернатором Сергеем Цивилевым – сделать регион мировым лидером в области разведки, добычи и транспортировки твёрдых полезных ископаемых, горного машиностроения, производства экологически чистой энергии без вреда для окружающей среды и здоровья самих рабочих. Плюсом стала неожиданная мысль о развитии здесь промышленности, связанной с медициной. Неожиданная потому, что если какая-то научно-техническая мысль за долгие годы развития угольной отрасли в регионе действительно нашла свое пристанище, то откуда взяться здесь специалистам-новаторам в области медицинской промышленности, не совсем понятно.

Тем не менее, в феврале нынешнего года на заседании «Совета научно-образовательных центров мирового уровня» под председательством вице-премьера Татьяны Голиковой, губернатор отчитался о проделанной работе, которая уже обошлась бюджетам различных уровней в 1 317 миллионов рублей. Что конкретно на эти деньги сделано, не расшифровывалось. Выяснилось, что, по сложившейся у нас традиции, абсолютное большинство озвученных проектов находится либо  в разработке, либо в процессе реализации без упоминания об итогах. Среди прочих планов, готовых обрести уже в нынешнем году реальное содержание, названо создание инновационного научно-технологического центра «Кузбасс», межвузовского общежития «Мой кампус» для комфортного проживания студентов, молодых ученых и преподавателей из других регионов России и стран мира, бульвара «Студенческий»…

К сожалению, о научно-технических прорывах или хотя бы каких-то промежуточных итогах, способных поразить мировое сообщество, пока речи не было. Вряд ли к ним можно отнести разработку к 2021 году автономной платформы для безлюдной добычи черного золота под названием «Умный карьер», или строительство в еще более поздние сроки ТЭЦ, работающей по технологии «Чистый Уголь». Да и согласованное с «Русгидро» завершение строительства Крапивинской ГЭС, о проект которого было сломано в свое время немало ученых копий, к числу первых свершений не отнесешь. 

Ну, хорошо. В конце концов, не учетом денег и не отчетами об их эффективном использовании формируется научная мысль мирового уровня, не перечислением наработок, способных преобразить отрасль и поразить мир уже на начальном этапе, а в значительной мере отношением к носителям идей, к их душевному состоянию. Увы, и с этим в Кузбассе не все здорово. 

На февральском совещании вместе с Сергеем Цивилевым в Москве было не так уж много представителей Кемеровской области. Среди них – и Александр Просеков, ректор Кемеровского госуниверситета. Был там не случайно – именно данный ВУЗ призван координировать работу НОЦ «Кузбасс», разработку и воплощение в жизнь большинства проектов, способных действительно получить мировое признание. Однако в самом университете ситуация с теми, кто формирует научную мысль, мягко говоря, явно не способствует творчеству. На этой неделе в адрес губернатора поступило обращение от ряда ученых мужей, которые просят главу региона обратить внимание  на «разрушительную политику», проводимую ректором и его ближайшим окружением.

В обращении есть и констатация уровня научной среды в регионе, которой предстоит совершить научно-техническую революцию: «По числу кандидатов и докторов наук Кузбасс располагается в Западной Сибири на одном из последних мест. Поэтому в связи с планами и надеждой на создание в области НОЦ мирового уровня….необходимо срочно увеличить масштабы подготовки кадров высшей квалификации; не терять, а увеличивать корпус докторов наук, профессоров…». Вместо этого, по мнению подписантов, в университете идет активное сокращение не только преподавательского, но и профессорского состава. 

В течение последних трех-четырех лет было уволено почти три десятка профессоров, что составляет около 40 процентов действовавшего ранее ученого корпуса. «Потери колоссальные и невосполнимые в течение длительного времени», — считают автора обращения. Многие из тех, кто покинул стены университета, были уволены даже не в связи «с окончанием срока контракта», а ушли сами, столкнувшись с практикой вытеснения при переизбрании. Более половины из них заведовали ранее кафедрами, руководили аспирантами. Не удивительно, что все это привело к резкому сокращению защищенных диссертаций – особенно докторских.

Тенденция ухода в тень наиболее светлых голов только усиливается, и уже в этом году в КемГУ ожидается увольнение еще 5-6 профессоров. Вполне возможно, вместе с их уходом может прекратить свою работу  и научно-образовательный комплекс «Энергетические и наноразмерные материалы». Авторы обращения – «с именем» в научной среде — просят Сергея Цивилева вмешаться в дела университета, и для начала хотя бы вернуть тех из заслуженных людей, кто пока еще не уехал из Кузбасса. Для чего важно хотя бы выслушать не только Просекова, но и его оппонентов.

Сложившаяся ситуация в ученом мире Кузбасса в очередной раз убедительно свидетельствует о том, насколько далека декларируемая губернатором и его командой повестка дня от реального положения дел в обществе. Все эти хотелки и плановые наработки, смакуемые с помощью придворной прессы, при ближайшем рассмотрении превращаются в обыкновенный пепел из сожженных без всякой пользы рублей.  

Владимир Максимов

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here