Промышленное производство в Кузбассе за период январь-июль текущего года упало на 5,6%, а реальные доходы населения по итогам первого полугодия – почти на 2% (данные «Кемеровостата»). То есть многочисленные заседания, решения, постановления региональных и федеральных структур по усилению угольных потоков на восток, диверсификации экономики и прочих распиаренных успехов так и не принесли видимых результатов в жизнь людей, о чём неустанно и много лет подряд говорит губернатор.
Главной причиной торможения стала угольная отрасль, которая продемонстрировала крутое пике – «минус» 7,6% к уровню прошлого года. Едва ли лучше чувствует себя обрабатывающие сектора экономики – «минус» 2,3%. Напомним, что Сергей Цивилев, которому эти показатели стали известны ещё раньше, в ходе Восточного экономического форума так прокомментировал приостановку реализации крупных инвестиционных проектов в сфере добычи угля:
— Угольщики многие от инвестиций отказались. Как можно вкладываться, если даже на то, что построено на сегодня, нет возможности везти. Поэтому угольщики остановили свои инвестиции. Новых серьезных инвестпроектов уже нет… Это скажется потом очень серьезно в будущем. Ситуация в угольной отрасли очень тяжелая, конечно, это все отразится на регионе, — констатировал он.
Кстати, «Волость» много месяцев постоянно освещала ход всевозможных рабочих совещаний разного уровня по ходу так называемой модернизации Восточного полигона, куда были ориентированы многомиллиардные вложения. Интерес этот был вполне оправдан, ведь модернизация железной дороги к дальневосточным портам в первую голову нужна была угольным миллиардерам, а вкладывались в неё в том числе и огромные бюджетные средства. То есть, деньги шли не на модернизацию водопроводов в шахтерских городах и поселках, не в строительство очистных сооружений, не в скорейшее переселение людей с подработанных территорий, не в асфальтирование дорог, а в усиление мощи угольного потока из Кузбасса в страны АТР. Однако даже самые высокопарные заверения и обещания на деле не сработали.
Помнится, сам Владимир Владимирович год с лишним назад с пристрастием пытал главу РЖД Олега Белозерова о том, сумеют ли они нарастить вывоз угля из Кузбасса с прибавкой по 5 миллионов тонн ежегодно с 2022 до 2024? Никакого сомнения в ответе не прозвучало. Однако минул год с небольшим и уже губернатор Кузбасса печально заявляет:
— В августе 2018 года состоялось заседание комиссии по топливно-энергетическому комплексу, на котором было принято решение о втором этапе развитии Восточного полигона. Были зафиксированы показатели — и опять они не исполняются. Четыре года подряд объемы вывоза угля в Кузбассе стоят одинаково на одном уровне.
Добавим, что проблема возникла не только из-за «узости» транспортного коридора, но и из-за нехватки полувагонов, которые не могут быть отремонтированы без поставок импортных подшипников. По данным руководства Национальной транспортной компании, освещавшихся в СМИ, «в сентябре в отстое окажутся около девяти тысяч полувагонов, и их количество будет расти. Дело в том, что поставки подшипников обеспечивали иностранные компании, владевшие российскими заводами. После их ухода в стране не нашлось соответствующего производства. Как объяснил топ-менеджер НТК, замена вагонов менее грузоподъемными аналогами приведет к потере погрузки в объеме 100 тысяч тонн угля, что ставит под угрозу планы по перевозкам».
Увы, резкое снижение экономических показателей и полное фиаско планов по модернизации Восточного полигона уже начинает отражаться на уровне жизни населения. Например, в Кузбассе снизился оборот розничной и оптовой торговли. Зато потребительские цены выросли за то же время на 16%, и это не предел. Пока что их рост немного сдерживает сезонный фактор, но к середине осени он перестанет оказывать своё влияние, и начнут набирать силу логистические издержки, возникшие в ходе санкций. Так что готовится надо только к худшему. Похоже, именно этот тренд становится сейчас всё более стабильным и предсказуемым.
Сергей Борисов