Никакого заметного оживления в работе угольной отрасли Кузбасса пока не наблюдается. По данным министерства угольной промышленности, опубликованным в конце прошлой недели, в I квартале текущего года добыто 57,9 млн тонн угля, а за тот же период 2020 года — 53,7 млн тонн. То есть, добыча немного выросла, но прежний ущерб в обозримой перспективе вряд ли будет восполнен.

Напомним, что за два последних года снижение объемов добычи в регионе по сравнению с рекордным 2018 годом составило 39 миллионов тонн, а недополученные налоги от угольной отрасли в региональный бюджет вылились в колоссальные 44 миллиарда рублей! И главное – вот уже два месяца не растет, а снижается отгрузка топлива в восточном направлении.

Если в западном направлении за март отгружено 9,6 млн тонн (+1,2 млн тонн к уровню 2020 г.), то в восточном только 4,8 млн тонн (-0,012 млн тонн к 2020 г.), а в феврале на восточное направление отгрузили и вовсе на 0,2 млн тонн меньше. Хотя именно на страны АТР возлагаются сейчас все надежды по зарабатыванию валюты угольными компаниями и пополнению дефицитного рублевого бюджета нашего региона. Как видим, высокопарные совещания и распоряжения высоких и самых высоких государственных мужей мало помогают в оздоровлении реального сектора экономики.

Помните, сколько чепчиков и восторгов висело над Кузбассом чуть больше месяца назад после распоряжения президента об увеличении вывоза угля в восточном направлении на 30% до 2024 года? Основной смысл безграничной радости заключался в том, что уж теперь-то некуда железнодорожникам будет деваться, уж теперь-то они займутся модернизацией старых и строительством новых транспортных мощностей. Да и в целом, как любили говаривать в былые времена, «они всем сердцем откликнутся на призыв главы государства». И что? Да ничего! Проблема всё та же и всё там же!

Напомним, что особенную эйфорию в официальных СМИ вызвал сам факт участия в совещании по вопросам развития угольной отрасли Владимира Путина. Тогда он, в частности, сказал, что и федеральной, и региональной власти необходимо гарантировать уверенное развитие угледобывающих регионов. 

Правда в той же самой речи Владимира Владимировича содержалось требование и о том, чтобы угольный экспорт в страны Азиатско-Тихоокеанского бассейна прирастал якутскими углями. Мы, к слову сказать, уже писали («Могильщики» Кузнецкого бассейна из Якутии») о том, что две угольные компании северного региона – «ЭльгаУголь» и «Колмар» — в последние годы резко нарастили добычу коксующихся углей и собираются увеличивать добычу дальше. Транспортировать уголь по уже существующему участку БАМа от места добычи в Якутии до морских портов в несколько раз ближе, чем из Кузбасса.

«Поручаю правительству представить дополнительные предложения по развитию восточного участка Байкало-Амурской магистрали. Речь идет об увеличении вывоза угля из Якутии в восточном направлении. Прошу проработать механизмы финансирования этого проекта, включая возможности Фонда национального благосостояния, как предложил сегодня в ходе совещания Министр экономического развития, если это будет, конечно, необходимо. Во всяком случае, хочу сказать, что я против этого ничего иметь не буду», — сказал В. Путин.

По сути, эти слова подтверждают наши предположения о том, что якутские угольщики в обозримом будущем выдавят с восточного направления значительную часть кузбасского угля – причем, самых дорогих премиальных марок. Выдавят потому, что расстояние до морских портов у них в разы короче. Впрочем, якутских в свою очередь могут не пустить на вожделенный азиатско-тихоокеанский рынок индонезийские и австралийские угольные компании, у которых большая часть транспортной составляющей проходит не по рельсам, а по морю.

Так что, глядя на текущую ситуацию, невольно приходишь к неутешительным прогнозам о дальнейшем росте безработицы — особенно в моноугольных муниципалитетах, снижении и без того низких среднедушевых доходов, а также реальной заработной платы, которая и без того не росла в Кузбассе уже много месяцев. Напомним, что реальные располагаемые денежные доходы населения области в 2020 г. по сравнению с 2019 г. снизились на 3,3%, а в IV квартале 2020г. по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года – на 5,7%.

Кроме того, инвестиции в основной капитал упали в минувшем году на 11,5%, так что какого-то оживления экономики ждать проблематично. В общем, не весело!

Одно радует – Крым наш!

Сергей Борисов

3 КОММЕНТАРИИ

  1. Спроси любого ученика начальных классов и он правильно ответит на вопрос о большой выгоде в разы малого расстояния якутского угля до морских портов. Зачем колесить вхолостую составам обратно в Кузбасс? Это экономически невыгодно по всем статьям расходов. Якутский уголёк ставит «подножку», только не подумайте, что там заправляет один единственный кальмар семейства Цивилёвых. Это мелкая рыбёшка по сравнению с другими компаниями. Просто они работают, а не пиарятся по чём попадя. А госкорпорация в скором времени возьмёт добычу угля в свои руки. А раздвоение личности главного управленца ещё впереди

  2. Кузбасс более 25 лет является поставщиком угля за рубеж, а в последнее время в страны Азиацко-Тихоокеанского региона. с учетом климатических условий и развития технологий возникают вопросы: а) Что страны с тропическим, субтропическим климотом делают стратегические запасы угля ожидая новый ледниковый период? б) Или все таки занимаются тонкой переработкой угля — постовляя нам же из него произведенную продукцию? в) А почему мы не хотим перерабатывать добытый уголь на месте, ведь по этому вопросу даже есть и Указы В.В.Путина и его поручения? Я понимаю, что автор не сможет ответить, но хотелось бы услышат ответы из уст угольных «специалистов».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here