Импорт

В работе вчерашней сессии «Стратегические ориентиры развития угольной отрасли России и Кузбасса» на проходящей в Кемерове конференции «Развитие производительных сил Кузбасса» приняло участие и выступило с докладами немало официальных лиц, имеющих самое прямое отношение к доминирующей в нашем регионе промышленности. Но лишь одно из них стало причиной для огромного числа комментариев в федеральных СМИ. Не случайно, конечно.

Речь идет о выступлении Анатолия Яновского, руководителе рабочей группы по вопросам экологической безопасности комиссии при президенте России по вопросам стратегии развития топливно-энергетического комплекса и экологической безопасности, которого многие у нас в регионе хорошо помнят, как одного из заместителей руководителя минуглепрома РФ. Он не стремился приукрасить действительность, в которой находится сегодня отрасль Кузбасса, не строил планы по увеличению добычи и продажам угля после расширения возможностей БАМа и Транссиба, а, опираясь на цифры, рассказал о некоторых итогах работы в первом полугодии 2023 года.

Совокупная выручка угольных предприятий за этот период по сравнению с аналогичным периодом 2022 года сократилась на 29% — до 1,137 трлн рублей, а прибыль снизилась и того больше – на 52% (до 279 млрд рублей). Все это сказалось не только на финансовом благополучии предприятий, но и на налоговых отчислениях, которые уменьшились на 51% (до 126,4 млрд рублей). Иными словами, сокращаются возможности бюджетов всех уровней. Были названы им и основные причины, послужившие столь резкому падению основных показателей: падение цен на уголь с параллельным проведением индексации заработной платы и увеличением производственных издержек (в значительной степени — из-за ускоренного роста амортизации основных фондов). По его данным, себестоимость угля, добываемого открытым способом, возросла на 48%, а подземным и того больше – на 49%.

В увеличении себестоимости конечной продукции очень важную роль играет то, что так называемого импортозамещения, о котором трубили многие наши ответственные чиновники не один год, пытаясь понравиться своей активностью вышестоящему руководству, на деле так и не произошло.  В итоге на фоне увеличившихся санкций мы имеем сегодня печальную картину – около 80% угольного оборудования и техники приходится на импорт. Причем, по некоторым позициям ситуация и вовсе печальная – доля зарубежных очистных комбайнов на шахтах составляет 95%, а погрузчиков на разрезах – 97,9%. Испытывается острый дефицит отечественных электровозов, механизированной крепи, буровых станков, большегрузных автомобилей и многоковшовых экскаваторов…

Особенности техники и оборудования известны – изделия имеют свойство изнашиваться. Их необходимо ремонтировать, а то и вовсе менять. Но чем?  Что могут на этом фоне участники конференции предложить губернатору Цивилеву и правительству Кузбасса, чтобы вывести региональную отрасль на более перспективное развитие? Понять сложно.

1 КОММЕНТАРИЙ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here