Такое ощущение, что вал обвинений о причастности руководства холдинга «ТопПром» к уголовным преступлениям никогда не закончится. 30 мая Центральный районный суд Кемерова, рассмотрев дело о даче взятки «в особо крупных размерах» представителю РЖД, установил меру пресечения в виде ареста для президента компании Николая Королева и генерального директора Владимира Честнейшина. Об этом сообщило издание «Коммерсантъ-Сибирь», ссылаясь на собственные источники.  

Заполнены первые страницы еще одного резонансного дела. Обвинения в уголовных преступлениях в отношении топ-менеджеров «ТопПрома», начиная со второго квартала 2020 года, нарастали как снежный ком. Среди множества прочих обвинений значился и коммерческий подкуп, и уклонение от уплаты налогов, и взятки уже были, если говорить о попытке получить расположение Минэнерго через бывшего новокузнечанина Игоря Кожуховского, занимавшего довольно долго руководящие посты в структуре министерства. Но последний из этой троицы, как выяснилось впоследствии, взятку так и не передал по цепочке, а оставил деньги у себя (почти 6 млн рублей), заработав таким образом обвинение в мошенничестве, совершенном в особо крупном размере…

А еще в мае прошлого года было возбуждено дело против Владимира Чеснейшина за преднамеренное банкротство бывшего ЗАО «ЦОФ «Щедрухинская». С этой рокировки и переводе основных фондов и людей в новую структуру, не обремененную долгами, и началось, собственно, более близкое знакомство «Волости» с холдингом: природоохранная прокуратура в те далекие уже годы, рассматривая с подачи ФСБ дело о нанесении ущерба землям Новокузнецкого района отходами ЦОФ, требовала компенсацию в размере 167 млн рублей. Чтобы не платить образовавшийся долг, и было «обанкрочено» ЗАО. Обвинение по формальным признакам спустя столько лет (первые иски Росприроднадзором и природоохранной прокуратурой были направлены в суды еще в 2014 году) и было выдвинуто против Честнейшина, хотя понятно, что за этим решением мог стоять только собственник – Королев.

Однако поведаем о наиболее актуальном на данный момент: не сегодня-завтра должно завершиться рассмотрение судом дела о взятке, в которой, кроме менеджеров холдинга, фигурирует и бывший московский чиновник Кожуховский. По крайней мере, в информационной сводке Центрального суда Кемерова от 30 мая значится, что «Суд удалился в совещательную комнату для постановления приговора», а значит, слушания уже завершены. Судя по имеющимся сведениям — опять же у издания «Коммерсантъ-Сибирь», гособвинитель Елена Овсюкова просит суд лишить свободы Николая Королева на 8 лет, Владимира Честнейшина – на 7, Игоря Кожуховского – на 5.  

Смягчение судом требований прокурора вполне может стать реальностью, но впереди рассмотрение еще стольких уголовных дел в отношении Королева и Честнейшина, что в конечном итоге возможно разве что суммарное увеличение наказания, но отнюдь не снижение. Иными словами, с ближайшим будущим топ-менеджеров все более-менее ясно, а вот что будет с возглавляемыми ими предприятиями?

Напомним, что 13 апреля по ходатайству Ростехнадзора и в соответствии с судебным решением шахта «Юбилейная» (единственное угледобывающее предприятие холдинга) была полностью остановлена на 90 суток, исключение составляют работы, связанные с жизнеобеспечением предприятия. Помощник руководителя Сибирского управления Ростехнадзора Андрей Виль разъяснил, что столь строгая мера вызвана отступлениями от основного проекта: при строительстве южного наклонного ствола не выполнены работы по организации проветривания и запасного выхода, не была создана соответствующая инфраструктура и на поверхности. Контролирующее ведомство после трагедии на «Листвяжной» стало гораздо щепетильнее, и это понято – никто не хочет пойти по стопам некоторых своих коллег и оказаться на скамье подсудимых в случае очередного ЧП. Но даже если в ближайшее время шахта и обогатительные фабрики холдинга снова заработают в полную мощь, будет ли возможность компании не то, что жить на широкую ногу, а хотя бы оставаться на плаву?

Нет, дело не только в том, что сегодня действуют экономические санкции, и многие западные потребители отказываются от российского угля. Рассказы о сомнительных сделках «ТопПрома» продолжают питать людей, кормящихся на информационном поприще. Вот и на днях в сети появился материал, который больше смахивает на «жанр» доноса. Автор в нем пытается обратить внимание главного акционера НЛМК Владимира Лисина на то, что его ближайшее окружение в буквальном смысле грабит олигарха. Не без участия «ТопПрома», естественно.

Коротко о главном: несколько лет назад крупнейший российский потребитель коксующегося угля вдруг порвал все отношения с таким надежным поставщиком, как шахта «Полосухинская» (принадлежала покойному Александру Щукину) и заключил долгосрочный договор с «ТопПромом». Причем, с весьма странными обязательствами для поставщика – тот не должен больше никому в России продавать свой уголь. Дело здесь, как подозревает автор, в стоимости – нельзя, чтобы можно было отследить, по какой цене реализуется уголь с «Юбилейной» другим потребителям. А если весь уголь идет исключительно на НЛМК, то уже и не так важно по какой именно – Лисин в детали не вникает, полностью доверяя своим подчиненным.  

Словом, речь идет о якобы откатах, которые делят между собой Николай Королев, со стороны «ТопПрома», и директор департамента по снабжению сырьевыми категориями Олег Молчанов, со стороны Новолипецкого металлургического комбината, корректируя тем самым в свои личные карманы остатки от откровенно завышенной цены. Приводится даже пример полного игнорирования партнерами рыночных взаимоотношений: когда шахта «Юбилейная» по требованию Ростехнадзора была остановлена, НЛМК пришлось в срочном порядке искать другого поставщика, и они снова обратились в шахту «Полосухинская». Там, напомнив про обидное расторжение десятилетних отношений, не отказали в поддержке, но установили цену на 30% выше, чем для других потребителей. И вся равно она в итоге оказалась ниже, чем та, по которой коксующийся уголь покупался ранее у «Юбилейной».

Словом, сигнал Владимиру Лисину послан, и если все действительно обстоит именно так, как написано в издании, явно относящемуся к «желтой прессе», то в дальнейшем на НЛМК возможно развитие событий по одному из двух вариантов: либо будет установлен жесткий контроль за стоимостью угля и его поставками, либо последует очередная смена поставщика. Последний вариант, учитывая, к тому же, сколько уголовных дел было заведено на руководство «ТопПрома» при попытках организовать сбыт, может вообще перевести холдинг в режим выживания. Да и первый не сулит прежних доходов: получаемые с продаж деньги в последнее время уходят то на погашение ранее образованных долгов, то на выплату штрафов (и всегда в документах фигурируют десятки, а то и сотни миллионов рублей), а тут их поток и вовсе может значительно сократиться.

Владимир Максимов

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here