Дело

Оптимисты считают, что действующие в отношении России экономические санкции вынуждают государство мобилизовать все свои силы и ресурсы, чтобы не допустить падения уровня жизни населения. Реалисты же уверены, что кумовство и избирательный подход к выполнению своих прямых обязанностей чиновниками и представителями силовых структур не позволят пройти этот сложный путь без ощутимых потерь. И ситуация с возвращением долгов компанией ТопПром в госказну – лучшее тому свидетельство.

Наверняка многие помнят, что усилиями УФСБ России по Кемеровской области и Следственного управления РФ по Кузбассу в ходе получения оперативных данных в течение 2020-2021 годов был возбужден ряд уголовных дел в отношении отдельных представителей ТопПрома, которые затем объединили в одно производство. По ч. 2 ст. 199 УК РФ обвинение было предъявлено собственнику холдинга Николаю Королеву и генеральному директору компании Владимиру Честнейшину.

То есть, правоохранительным органам удалось установить, что в течение 2014-2019 годов этими лицами по предварительному сговору было совершено преступление, именуемое умышленным уклонением от уплаты налогов и сборов в особо крупном размере. Государство таким образом недосчиталось 676 908 441 рубля (согласно экспертизе, с разбивкой по годам). Но и это еще не все. После того, как уже сама межрегиональная инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам провела в отношение АО ТопПром выездную налоговую проверку, выяснилось, что общая сумма недоимки (вместе с пеней и штрафами) составляет 1 014 565 148 рублей!

Согласитесь, по восприятию этих цифр рядовым гражданином России – сумма просто огромная. На эти деньги в самом Кузбассе можно было бы отремонтировать, а то и построить до сотни километров высококачественных автомобильных дорог. Да что там говорить – скрытые от государства средства позволили бы более чем наполовину закрыть потребность региона в выделении жилья сиротам. Однако у представителей бизнеса были совсем другие цели – бесцельно наполнять собственную мошну.

Когда жареный петух, что называется, клюнул в одно место, в ТопПроме сильно озадачились и начали срочно покрывать недоимку. Дело-то ведь уголовное, и одними штрафами, какими бы они высокими не были, можно не отделаться. Но вот что любопытно: Следственное Управление по Кузбассу, руководствуясь каким-то неизвестным обществу причинами (но явно не государственными интересами), прекратило уголовное преследование на стадии, когда в государственную казну еще не поступило 276 251 300 рублей основного долга и более 200 миллионов пени и штрафов.

Это не могло оставить равнодушной налоговую инспекцию, и она подала жалобу на это решение в Центральный суд Новокузнецка. Но и тот остался глух к претензиям фискального органа. Решение, конечно, будет обжаловано, но возникает целый ряд вопросов, связанных с этой историей. Чем руководствовался Следственный Комитет, «похоронив» уголовное дело на стадии, когда государство еще недополучило почти полмиллиарда рублей? Совершенно непонятно, какая буква закона стала определяющей при вынесении судебного решения в пользу частной компании, недоплатившей государству и всем нам огромную сумму? И наконец, хотелось бы узнать, что насчет всего этого думает областная прокуратура, которая хранит «гордое молчание»?

У юристов на этот счет существуют свои резоны. Они считают, что в действиях должностных лиц из СУ СК есть признаки состава преступления, предусмотренного ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий), действиях судебного органа могут подпадать под ст. 305 УК РФ (вынесение заведомо неправосудного решения), а действия должностных лиц из контролирующей организации, позволивших закрыть уголовное дело, вполне можно рассматривать по ст. 293 УК РФ (халатность). Такой набор возможных обвинений хоть и пугает, но есть надежда, что он может заставить руководителей этих структур отнестись к государственным деньгам по государственному. 

Если кто-то думает, что над холдингом ТопПром наши доблестные правоохранительные, контролирующие и судебные органы попросту сжалились, оберегая само существование бизнеса и наличие высокооплачиваемых рабочих мест в стране, то напрасно. В тот самый период, когда необходимо было погасить долги, дела у компании шли очень хорошо. 2021 год, к примеру, принес ТопПрому около 5 млрд рулей чистой прибыли. И есть все основания полагать, что значительная часть этих денег пошла не столько на развитие производства, сколько на выплату дивидендов собственникам.

Впрочем, собственник один – отбывающий сегодня наказание в колонии строгого режима за покушение на дачу взятки Николай Королев. Тоже немаловажный фактор, согласитесь.

Михаил Пронин

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here