«Это очень хорошо, что пока нам плохо»… Строчка из песни советского фильма «Айболит-66» как нельзя лучше отражает взятый на «вооружение» незамысловатый тезис нынешнего дня: «Санкции нас укрепляют». Хотя нет здесь ничего нового, потому как эта мысль полностью списана с пословицы: «Гром не грянет, мужик не перекрестится».

Вся минувшая неделя прошла под знаком Дня Победы, которую нынешняя власть все время пытается адаптировать под успехи нынешние и предстоящие. Губернатор Сергей Цивилев из раза в раз напоминал, что народ прошел много испытаний, и что именно сейчас перед нами открывается огромное окно возможностей по дальнейшему развитию Кузбасса и всей страны. Если для краткости свести строчки из его выступлений воедино, то доказательства этого утверждения будут выглядеть так:

За основу мы берем то экономическое чудо, которое совершили наши деды в период с 1929 по 1955 годы — ежегодный рост 13,8% с учетом войны. Они смогли это сделать, значит, сможем и мы… Они самоотверженно трудились ради нашего будущего, в кратчайшие сроки возводили заводы, фабрики, строили шахты, ставили производственные рекорды. Сейчас наша задача — достойно пронести эту эстафету и передать её нашим детям и внукам.

Убеждение насчет того, что если наши деды с отцами чего-то могли, то уж нам сам бог велел – ошибочно. Для примера возьмем хорошо известные многим победы хоккейной сборной СССР. Казалось бы, лучшего опыта и профессионализма придумать нельзя! И что? Пронесли дети и внуки достойно эстафету побед? Увы, сегодня в этом виде спорта мы давно не лидеры, хотя многие молодые хоккеисты играют на высоком мировом уровне. Но это всего лишь хоккей, а в экономике подобная преемственность вообще не работает. Послевоенная Германия, Южная Корея, Япония, Тайвань, а затем Китай продемонстрировали ещё большее экономическое чудо, чем СССР в эпоху индустриализации. Общее у них – использование лучших технологий Западной Европы и США. Поэтому если сейчас санкции отрезают нас как раз от новых технологий, откуда взяться экономическому чуду на наших просторах?

Между прочим, Кузбасс начинался с коксохимического производства в Кемерове, которое вели инженеры и рабочие из Европы, США и многих других стран, обучая наших людей, ставших затем профессионалами. Знаменитый КМК в Новокузнецке строился по лекалам и с участием американской компании Фрейна. Да ведь и вся знаменитая советская индустриализация была осуществлена американскими инженерами фирмы Кана, о чём много написано. Позволим себе лишь кратко напомнить, что ими сделано.

«Кан приехал в Москву с 25 инженерами, и в течение двух лет подготовил более 4 000 специалистов, между 1929 и 1932 годами спроектировал и организовал строительство 521 объектов. Это в первую очередь тракторные заводы в Сталинграде, Челябинске, Харькове. Автомобильные заводы в Москве и Нижнем Новгороде. Кузнечные цеха в Челябинске, Днепропетровске, Харькове, Коломне, Люберцах, Магнитогорске, Нижнем Тагиле, Сталинграде. Станкостроительные заводы в Калуге, Новосибирске, Верхней Салде. Прокатный стан в Москве; литейные заводы в Челябинске, Днепропетровске, Харькове, Коломне, Люберцах, Магнитогорске, Сормово, Сталинграде; механические цеха в Челябинске, Люберцах, Подольске, Сталинграде, Свердловске; сталелитейные цеха и прокатные станы в Коломне, Кузнецке, Магнитогорске, Нижнем Тагиле, Верхнем Тагиле, Сормово; подшипниковый завод в Москве, Волховский алюминиевый завод; Уральскую асбестовую фабрику и многие другие.

Проект Сталинградского тракторного завода, который с самого начала рассматривался как танковый, выполняется «Альберт Кан Инкорпорейтед» в рекордно короткие сроки – строительные конструкции изготавливаются в США, перевозятся в СССР и монтируются в течение шести месяцев. Как следствие, следующим заказом становится проект гигантского Челябинского тракторно-танкового завода. А в феврале 1930 г. Стройобъединение ВСНХ СССР заключает новый договор, согласно которому фирма А. Кана становится главным проектировщиком и консультантом советского правительства по промышленному строительству. Согласно договору, в мае 1930 г. в Москву приезжает группа примерно из сорока сотрудников А. Кана и американский образец организации проектирования принимается за основу формирования общегосударственной системы проектного дела в СССР».

Так что заслуга наших прадедов, дедов и отцов заключается лишь в том, что они сумели перенять и адаптировать к советским реалиям то, что продемонстрировали им зарубежные специалисты. Добавим также, что та индустриализация была оплачена солидными деньгами, взятыми с обнищавшего народа, а также с использованием тяжелого каторжного труда заключенных и спецпереселенцев. И вот сейчас нам что? Именно этот опыт и повторить? Однако он неповторяем. И не только потому, что современные люди не горят желанием вкалывать за миску похлебки и ночевать «под старою телегою», а потому, что западные специалисты к нам не поедут и никаких даже устаревших технологий не передадут. Мы уже писали, что призыв губернатора в сжатые сроки заменить импортную технику для добычи угля в Кузбассе неисполним ни в ближайшей, ни в отдаленной перспективе.

Почему? Да потому что огромную (триллионы долларов) выручку от продажи сырья за последние десятилетия, в том числе угля, надо было тратить как раз на строительство современных заводов, закупку технологий, повышение качества жизни народа, вкладываться в образование, здравоохранение, однако «новые дворяне» так же, как и «старые» проматывали деньги в парижах да куршавелях, вкладывали их в тамошнюю недвижимость, в яхты, футбольные и баскетбольные команды, в прочее барахло, которое ныне, кстати, у них отнимают, как у проигравшихся в казино. В итоге перед нашим народом сегодня не «огромное окно возможностей», в чём пытается убедить нас губернатор, а хорошо знакомое разбитое корыто. Опыт отцов и дедов поможет разве что залатать в нем дыры, но в результате оно всё тем же корытом и останется.

Сергей Борисов

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here