Безработица в угольной отрасли Кузбасса отнюдь не кажется сегодня досужей выдумкой, хотя официальные данные рисуют вполне благостную картину развития экономики.
Заместитель губернатора Кемеровской области по промышленности, транспорту и экологии Андрей Панов опосредованно не только подтвердил прогноз «Волости» о наступившем кризисе в угольной отрасли региона, но и уточнил его глубину. Во время заседания Совфеда, проходившего на днях, он заявил, что при намеченном плане вывоза кузбасского угля в восточном направлении — 58 млн тонн в текущем году, вывезти удастся 32 млн тонн. Он также добавил:
— Это достаточно серьезная тема, и такая ситуация неминуемо приведет к значительному падению добычи, к массовому увольнению шахтеров, к потере налоговых поступлений, к тяжелым социальным последствиям.
Разумеется, почти сразу же в СМИ появились смягчающие толкования «экспертов», которые стали убеждать, что правительство страны не допустит такого течения событий, что оно готово к любым негативным сценариям, а если кое-где у нас порой и произойдет что-то подобное, то в Кузбассе полно рабочих мест, и без заработка люди не останутся. По поводу того, что «правительство не допустит» мы помолчим, потому как уже знакомы и с его мерами по недопущению резкого увеличения стоимости продуктов, и по росту реальных доходов населения, обернувшихся их снижением, и по созданию и модернизации 25 миллионов рабочих мест к 2020 году…
К тому же, наличие свободных рабочих мест проблемы доходов шахтерских семей не решит: вакансий могут быть сотни, но месячный заработок каждой из них не будет превышать 15-20 тысяч рублей в месяц. И хорошо, если так, поскольку у нас бывают зарплаты куда ниже этой нищенкой планки. Так что, руководствуясь многолетним опытом, верить в лучшее никому не запрещаем, но сами убеждены, что готовится надо к худшему. К слову, в отличие от карманных «экспертов» мы также полагаем, что произойдет не только массовое увольнение шахтеров, но и работников других смежных с ними отраслей, занятых транспортировкой топлива и ремонтом горной техники.
Ещё одно наше давнее предположение о возможности решения негативной демографической ситуации касалось введения для Кузбасса не только нулевых ипотечных ставок, но и начала массового строительства социального жилья, которое молодые семьи могли бы заселять так же активно, как заселялись некогда многочисленные заводские общежития. Это могло бы хоть как-то снизить миграционный отток специалистов. Такая мера давно уже перезрела для многих сибирских и дальневосточных регионов, которые терпят катастрофическую убыль населения.
Такую же стратегию подтвердил несколько дней назад генеральный директор Дом.РФ Виталий Мутко. По его словам, на сегодня ипотека доступна для 50% семей, но даже при нулевой ставке возможен рост этого показателя не более чем до 60%. Таким образом, 40% россиян не смогут взять ипотеку, даже если обслуживание кредитов станет бесплатным. Заметим, что Кузбасс не входит в число лидеров по уровню средней зарплаты и доходов.
— Для решения этой проблемы необходимо создать новый инструмент государственной жилищной политики — социальное арендное жилье. В долгосрочной перспективе — до 10% от совокупного жилого фонда, — сказал Мутко.
Тем не менее, губернатор Кузбасса Сергей Цивилев считает, что льготной ипотеки под 5,3% будет вполне достаточно для решения проблемы, ведь такая ставка ниже, чем объявил её в своём выступлении на ПМЭФ Владимир Путин – 7%. Правда, он «не заметил», что со времени объявления так называемой «льготной ипотеки» весной 2020 года цена на квадратный метр в новостройках Кузбасса увеличилась в среднем с 42 с небольшим тысяч до нынешних 88 с лишним тысяч рублей. То есть, процент по ипотеке снизили на считанные проценты, а цена жилья увеличилась более чем вдвое. И где же тут доступность?
Не трудно предсказать, что при увеличении безработицы и снижении среднедушевых доходов отток населения из Кузбасса станет ещё активнее, чем сейчас. Спрос даже на «льготную» ипотеку будет снижаться, рынок жилья, соответственно, продолжит сжиматься, поскольку цены квадрата за последние два года загнаны у нас на заоблачную высоту. А значит, вслед за шахтерами работу могут потерять и строители. В общем, никаких оптимистических прогнозов не просматривается, хотя надежды, как и свойственно людям, все ещё теплятся.
Сергей Борисов