Сегодня исполнилось 58 лет названию Новокузнецка: 5 ноября 1961 года «по просьбе трудящихся» и в соответствии с Указом президиума Верховного Совета РСФСР город Сталинск вернул себе прежнее имя.
Немного истории. Коммунистическая партия вплоть до кардинальных экономических и политических перемен, накрывших наше общество в 90-х годах прошлого века, категорически отказывалось признавать многовековую историю южной столицы Кузбасса, считая днем рождения города переименование поселка Сад-город в Ново-Кузнецк 3 июля 1931 года. Хотя уже в марте 1932 года данное городское новообразование и Кузнецк были объединены, получив название Новокузнецк. А вскоре появился и более весомый повод, забыв историю, прославлять индустриализацию страны «под мудрым руководством» большевиков и их вождя: уже в мае 1932 года будущий центр сибирской индустрии был снова переименован — ему было присвоено почетное по тем временам название Сталинск. С этой записью в «родословной» нынешний Новокузнецк просуществовал почти 30 лет.
Обратить внимание на сегодняшнюю дату и исторические переименования вообще заставили не прекращающиеся попытки местного отделения КПРФ установить в городе бюст Иосифу Сталину – генералиссимусу и «отцу народов». Которому, к слову, в декабре нынешнего года по официальной версии исполнилось бы 140 лет (по неофициальной родился Иосиф Джугашвили-Сталин годом ранее). Действия ячейки в этом направлении не ослабевают, несмотря на то, что сама же партия когда-то и обвинила своего бывшего руководителя в культе личности и организации многочисленных репрессий против граждан собственной страны. Но велик соблазн воссоздать ореол защитника угнетенных и обездоленных, палача эксплуататоров и мошенников всех мастей.
Как многие уже знают, ранее глава города Сергей Кузнецов отказал инициаторам установления бюста в Новокузнецке, сообщив в официальном ответе первому секретарю Новокузнецкого горкома КПРФ Леониду Буракову, что с подобным обращением коммунисты обратились не по адресу. Ибо решать такие вопросы, по мнению городской администрации, должен Совет народных депутатов Новокузнецка, а не исполнительный орган.
Новокузнецкое отделение КПРФ, справедливо полагая, что в Совете вряд ли найдется достаточное количество почитателей или хотя бы сторонников ушедшей в историю эпохи вместе с ее лидерами, обратилось в суд с требованием признать незаконными действия Сергея Кузнецова и городской администрации – соответчиком выступил Комитет градостроительства и земельных ресурсов. Однако решением Центрального районного суда Новокузнецка «в удовлетворении заявленных требований» в июле текущего года было отказано.
Коммунисты обжаловали данное решение, и сегодня празднуют успех. Вердикт Судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда следующий: прежнее решение отменить, действия главы города признать незаконными, обязать Сергея Кузнецова до 18 марта 2020 года повторно рассмотреть обращение Леонида Буракова.
Упорство, с которым Бураков и его коллеги по партии добиваются положительного для себя решения, с одной стороны понятно: хотелось бы не только установить на Земле Кузнецкой памятник одному из государственных деятелей, но и ликвидировать в нашем крае исторический вакуум, связанный с былым названием когда-то бурно развивающегося города. Однако насколько это уместно именно сейчас, когда необходимо говорить о сплочении этих самых обездоленных, похоже, мало кто задумывается.
Под словом «обездоленные» следует понимать не только возвращающуюся нищету в семьи соотечественников, но и лишение рядовых членов общества права избирать и быть избранными честным демократическим путем, и преследование оппозиционеров по политическим мотивам… Достаточно поверхностного взгляда, чтобы понять – потомки необоснованно репрессированных, а то и расстрелянных в эпоху, основанную «отцом народов», давно растворились в общей массе. Остались только боль былой утраты да осуждение царящей когда-то несправедливости.
В то же время не теряет своей актуальности понимание того, что сегодня в высших эшелонах власти, которой оппонирует КПРФ, трудно найти человека, кто бы в свое время при вступлении в ряды КПСС не обещал «бороться за рабочую и крестьянскую бедноту до последнего вздоха» — это была одна из первых строк торжественной клятвы. Увы, все эти вчерашние коммунисты и комсомольцы в одночасье «переобулись», став состоятельными чиновниками и олигархами. Подарив всем остальным счастье работать на их благо. Это к тому, что ни тридцатые, ни девяностые годы прошлого века так просто из памяти не сотрешь.
Ощущение несвоевременности не оставляет еще и потому, что в городе и без того достаточное количество символов, связанных с людьми из революционного прошлого. Их именами (Ленина, Куйбышева, Свердлова, Орджоникидзе, Кирова…) названы улицы и даже целые районы Новокузнецка. Унавоженной почвы для проведения идеологической работы – выше крыши.
А с другой стороны… Ну, поставят, скажем, под окнами своего офиса коммунисты бюст человеку, которого считают своим кумиром на данном отрезке исторического развития – кому от этого будет плохо? Соорудили же финансисты у здания Кузнецкбизнесбанка памятник копейке, и никаких кардинальных перемен в этой связи в городе не произошло. Лишь поток пытающихся получить кредит с тех пор возрос, а на собственных доходах местного населения это событие никак не отразилось.
Владимир Максимов