Для жителей Кузбасса давно не секрет, что не только исполнительная власть региона действует в одной «упряжке» с угольными олигархами, но и практически все силовые структуры. Совместными усилиями чиновников и людей в погонах попираются все мыслимые законы – и юридически оформленные, которые скреплены гербовой печатью, и просто человеческие: его величество доллар, «денюшки» затмили собой все – в том числе, желание понять, сочувствовать, сострадать. Представители малочисленной народности – шорцев, коренных жителей здешних мест, Яну и Владислава Таннагашевых вынудили просить политическое убежище в одной из европейских стран. В какой, они не сообщают, чтобы не создавать себе еще больших проблем.

Отправившись в середине апреля якобы отдохнуть за рубежом, чета вместе с детьми попросту реализовала давно намеченный план эмиграции. Не потому, что такой способ отличается дешевизной и особым отношением встречающей стороны, которая к России испытывает не самые добрые чувства, а потому, что угрозы жизни и здоровью семьи, занявшей активную правозащитную позицию, достигли своего апогея. Расскажем о появлении в информационных сводках Таннагашевых чуть подробнее.

В ноябре 2016 года Яна выступила на заседании ООН в Женеве, где рассказала об этноциде в отношении шорцев. «Создаются условия, в которых невозможно жить, — рассказывала она международному сообществу о положении дел в Кузбассе. – Наши деревни уничтожаются добывающими компаниями. Мы лишились территорий традиционного природопользования». Тут надо заметить, что образ жизни шорцев испокон веку был весьма своеобразный – основным кормильцем всегда была тайга. Птица, зверь, пушнина, рыба, ягоды, грибы, кедровый орех, самая различная зелень – то, на чем они росли и с годами вливались в современное общество, сохраняя древние традиции. Пока не стало ясно, что земля эта богата еще и углем.

И тогда «в гости» к ним, в поселок Канзас, пожаловала компания «Сибуглемет». Действуя где деньгами, где уговорами, но расчистить территорию практически удалось. Осталось лишь несколько домов, хозяева которых категорически были против съезжать с места, где находилась священная гора. Она впоследствии, кстати, пошла под нож экскаваторов. Представьте теперь на минуту, какой бы вселенский кипиш поднялся, если уничтожить на корню какую-нибудь церковь РПЦ против ее воли. До ООН бы дело точно не дошло – сгноили бы вероотступников в местных тюрьмах.

Оставшиеся пять домов в Канзасе потом каким-то непонятным образом сгорели. По очереди. В их числе и дом отца Яны Таннагашевой. Бдительная охрана «Сибуглемета», расставленная по периметру и допускающая на данную территорию машины строго по пропускам, не могла вспомнить номера на автомобилях непрошенных гостей. А работавшие всегда видеокамеры в режиме онлайн, оказывались именно в эти моменты выключеннми.

Были обращения в прокуратуру, к губернатору Аману Тулееву, в Госдуму, в Комитет по правам человека… Наконец, бессилие вынудило людей, отстаивающих свои права, написать письмо в Комитет по ликвидации расовой дискриминации ООН. Который уже в 2017 году и вынес решение в пользу шорского народа. Нашей стране было предложено устранить нарушения. Представитель России Игорь Баринов пообещал провести в Москве совещание с угольщиками и решить проблему. С тех пор много воды утекло…

А за Таннагашевыми, тем временем, началась самая настоящая охота. Но не сразу. Сначала состоялась доверительная беседа в стенах областной администрации, в которой приняли участие генеральный директор угольного холдинга Андреей Давыдов, заместитель губернатора Алексей Иванов (находится под следствием за участие в рейдерском захвате) и председатель областного Совета депутатов Алексей Синицын (пошел «в гору» — заместитель нынешнего врио губернатора Цивилева). Шорцам предлагалась «не пыльная» работа в администрации, субсидии. Те отказались. Противная сторона также отказалась сохранить в Канзасе родовое кладбище.

Потом неизвестные люди встречались с их знакомыми и просили передать, чтобы прекратили свою общественную деятельность. Причем, чаще всего делался акцент на детей и их будущее – будет плохо, разве вы им враги? Беседовали и с самой Яной: «Неужели ты хочешь остаться вдовой?». Пришедший однажды домой полицейский, играющий образ «доброго», доверительно сообщил, что из Кемерова «пришла команда вас закрыть». Будьте благоразумны.

Последней каплей терпения, вынудившей задуматься об отъезде из страны, стало откровенное преследование старшего сына каким-то неизвестным мужчиной. «Дома всем сказали, что едем на отдых», — рассказывает Яна, сдавшая документы в миграционную службу одной из европейских стран и ожидающая в данный момент вместе с семьей интервью.

Что тут скажешь? Может, даже хорошо, что они — шорцы и представляют малочисленную народность. Нас, великороссов, уйма, кто услышит? А проблемы-то одинаковые. В повсеместно изрытых окрестностях Новокузнецка скоро исчезнут даже полевые мыши.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here